ОСНОВНОЙ ТАНК Т-90

.

Основным недостатком танков Т-72 всех модификаций по сравнению с другими машинами советского и зарубежного производства тех лет было отсутствие автоматизированной системы управления огнем (СУО). В связи с этим было принято решение провести глубокую модернизацию «семьдесятдвойки». Эта работа проходила в рамках темы «Совершенствование Т-72Б», заданной постановлением Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Первоначально проектирование проходило под руководством В.Н. Венедиктова, а после ухода его в 1987 году на пенсию — под руководством нового главного конструктора В.И. Поткина.
При разработке новой машины, получившей обозначение «объект 188», основной упор сделали на повышение боевой эффективности с целью довести ее до уровня танка Т-80У. У последнего заимствовали комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш», который после доработки для взаимодействия с автоматом заряжания нижнетагильской конструкции получил обозначение 1А45Т.

В январе 1989 года четыре опытных образца «объекта 188» были представлены на государственные испытания, в ходе которых машину полтора года обкатывали в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях, а также на полигоне Уралвагонзавода. Танк испытывался в предельных режимах, прошел 14 тысяч км, то есть полный межремонтный цикл до капремонта практически без поломок и отказов. С июня по сентябрь 1990 года еще два образца машины прошли окончательные испытания, в завершение которых один из них расстреляли на полигоне. 27 марта 1991 года совместным решением министерств обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован к принятию на вооружение под индексом Т-72БУ. Он так и значился в документах «танк Т-72Б усовершенствованный». Однако принять его на вооружение Советской армии не успели: перестали существовать и Советский Союз, и Советская армия. Тем временем, учитывая опыт операции «Буря в пустыне», в УКБТМ решили повысить защищенность танка за счет установки комплекса оптикоэлектронного подавления ТШУ-1 «Штора». В итоге вновь начались испытания. Тем не менее 30 сентября 1992 года заводские цеха покинул первый «объект 188» установочной партии, а 5 октября 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации танк был принят на вооружение Российской армии под индексом Т-90. Спустя месяц началось его серийное производство.
Корпус Т-90 по конструкции идентичен корпусу Т-72Б. Он сварной, со штампованным днищем. Верхняя лобовая деталь — многослойная, со встроенной динамической защитой. Башня — литая, в лобовой части на курсовых углах до 35° влево и вправо от продольной оси танка имеет комбинированную броню. Лобовая часть и крыша башни также прикрыты динамической защитой. В ее лобовой части смонтированы семь блоков и один контейнер КДЗ, еще 20 блоков установлены на крыше башни. Прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты устанавливаются и на бортовые резинотканевые экраны.
Встроенная динамическая защита «Контакт V», разработанная в московском НИИ стали, обеспечивает значительное повышение противоснарядной стойкости танка. Она прикрывает более 50 % наружной поверхности лобовых деталей, бортов и крыши корпуса и башни и обеспечивает снижение бронепробиваемости кумулятивных боеприпасов на 50–60 %, а бронебойно-подкалиберных снарядов на 20 %.

 

С целью противорадиационной защиты членов экипажа корпус и башня машины в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородсодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.
Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, адаптированная под работу с автоматом заряжания АЗ-185 и приспособленная под использование механизма выбрасывания стреляных поддонов. На Т-90 имеется встроенное устройство выверки пушки как с основным, так и с тепловизионным прицелами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТМ. На командирской башенке смонтирована защитно-пулеметная установка (ЗПУ) с дистанционным электромеханическим управлением. В ней применен 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 или 6П49 КОРД. Боекомплект танка Т-90 состоит из 42 артвыстрелов, 2000 патронов к спаренному и 300 патронов к зенитному пулеметам.
Установленный на Т-90 комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» обеспечивает наводчику ведение эффективного прицельного огня днем и ночью с места и в движении из пушки и спаренного пулемета, а совместно с аппаратурой комплекса управляемого вооружения — стрельбу управляемыми пакетами. В состав комплекса 1А45Т входят: автоматизированная система управления огнем 1А42; ночной прицельный комплекс ТО 1-КО1 с ночным прицелом ТО 1-KО1 «Буран ПА» или тепловизионный комплекс ТО1-ПО2Т «Агава-1»; прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С. В свою очередь, автоматизированная СУО 1А42 включает в себя стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин» и информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс 1А43, состоящий из лазерного прицела-дальномера/прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1, блока переключателей и комплекта автоматических датчиков условий стрельбы (крена оси цапф пушки, ветра, скорости танка и курсового угла относительно цели). Прицельный комплекс автоматически учитывает и вводит поправки на изменение дальности до цели, углы прицеливания и боковые упреждения, на боковую составляющую скорости ветра, угол крена оси цапф пушки, температуры заряда и воздуха, износ канала ствола и тип снаряда.

Следует отметить, что из-за проблем с производством «Агавы» на серийных танках Т-90 установлены прицелы «Буран», «Агавой» же были оснащены только две опытные машины.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение командира машины за местностью, поиск и обнаружение цели, целеуказание и корректировку огня, ведение эффективного прицельного огня из пушки и спаренного пулемета в режиме «дубль», ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С «Агат-С» со стабилизатором поля зрения по вертикали, датчик положения пушки и система управления ЗПУ.
На танке Т-90 применили комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс», аналогичный применяемому на танке Т-80У. КУВ «Рефлекс» имеет полуавтоматическую систему управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс 9К119 обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям на дальностях 100—5000 м при скорости танка до 30 км/ч. Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на танке Т-72Б, который мог вести стрельбу ракетами только с места и с коротких остановок. Кроме того, 9К119 допускает стрельбу и с использованием тепловизора.
Выстрел ЗУБК20 комплекса «Рефлекс» состоит из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства. Ракета 9М119М состоит из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, хвостового отсека и поддона. Аппаратура, размещенная в отсеке управления, преобразует электрические сигналы, поступающие с приемника измерительной системы координат, связанной с танком, в исполнительную и преобразование этих сигналов в механическое перемещение рулей. Рули раскрываются автоматически после вылета ракеты из ствола пушки.

На Т-90 установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1-7 «Штора-1». Этот комплекс в 3–4 раза снижает вероятность прицельного попадания в танк ПТУР с полуавтоматической системой наведения, а также создает помехи системам управления оружием противника с лазерным целеуказанием и лазерным дальномером. Комплекс состоит из станции оптико-электронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления. СОЭП состоит из двух осветителей ОТШУ-1-7, установленных в передней части башни и излучающих закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. СПЗ регистрирует облучение танка лазером противника, определяет направление на источник облучения, выбирает один из двенадцати гранатометов, установленных на башне для постановки аэрозольных завес, выдает электрический сигнал, пропорциональный углу, на который необходимо довернуть башню с гранатометами, и вырабатывает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55 м от танка. Таким образом обеспечивается защита от противотанковых боеприпасов противника с лазерным наведением.
В СПЗ применены пусковые установки системы 902В «Туча», из которых возможен отстрел не только аэрозолеобразующих гранат ЗД17, но и дымовых гранат ЗД6.
Как и Т-72Б, танк Т-90 оборудован системой защиты от напалма «Сода», системой ППО ЗЭЦ13-1 «Иней», встроенным оборудованием самоокапывания и т. д. Система ППО 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1. В МТО танка установлены 10 оптических и 5 термодатчиков.
Танк оснащен 12-цилиндровым многотопливным V-образным дизелем жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об/мин. На выпускных коллекторах двигателя установлены сильфоны, смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшает температурный режим работы коллектора. Емкость внутренних топливных баков — 705 л.
Силовая передача и ходовая часть остались почти неизменными по сравнению с Т-72Б. Опорные катки Т-90 на 10 мм шире, чем у его предшественника.
Движение танка ночью обеспечивается установкой ночного прибора механика-водителя ТВН-5.
На танке установлены УКВ-радиостанция Р-163-50У и УКВ-радиостанция Р-163-УП. Внутреннюю связь между членами экипажа и связь с десантом обеспечивает аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174.

На основании поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 года в КБ Уралвагонзавода приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование «объект 188К».
Этот танк был оснащен дополнительной радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28.
После завершения испытаний на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «объект 188К» был принят на вооружение Российской армии под индексом Т-90К.
Первые серийные танки Т-90 поступили в различные учебные центры. Первый же танковый полк (94 машины) был вооружен ими в 21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии (Сибирский военный округ). В середине 1990-х годов Т-90 получила и 5-я гвардейская Донская танковая дивизия, дислоцированная в Бурятии. В 1996 году Российская армия официально остановила свой выбор на Т-90 как на перспективном танке для оснащения танковых войск. При этом, правда, количество выпущенных Т-90 было невелико: к середине 1998 года в войсках их насчитывалось около 120 единиц. Что касается производства, то к этому времени для Российской Армии оно полностью прекратилось.

 

Практически одновременно с созданием танка Т-90 в УКБТМ велась разработка его экспортного варианта — Т-90C. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 года была разрешена поставка Т-90C на экспорт. Начиная с марта 1997 года различные модификации этой боевой машины стали неизменными участниками многочисленных военных выставок как в России, так и за рубежом. В 1998 году начались переговоры о поставке танков Т-90C в Индию и приобретении последней лицензии на их производство. Но принятию индийским правительством решения о закупке российских танков предшествовали обширные испытания, проводившиеся индийскими специалистами.

 

17 мая 1999 года три опытных образца Т-90C были отправлены в Индию. Эти танки отличались друг от друга комплектацией в зависимости от пожеланий заказчика. В частности, на них устанавливались различные варианты СУО с тепловизионными прицелами «Ноктюрн» и «Эсса». Отличались они наличием или отсутствием системы «Штора». Наконец, две машины имели литые башни, а третья — сварную. Отправка танков в Индию была омрачена трагическим событием — 13 мая 1999 года на своем рабочем месте скончался главный конструктор УКБТМ В.И. Поткин. Министр обороны Индии в память о нем предложил назвать испытывавшиеся танки Т-90C именем «Владимир». Испытания проходили в пустыне Тар — местности, сильно пересеченной барханами высотой 20—30 м. Дневная температура достигала 54 °C. В таких условиях каждый танк прошел около 2000 км без серьезных проблем. В ходе боевых стрельб, проведенных в Индии, Т-90C поразили 80 % целей, а стрельба велась на дальностях до 3000 м. После завершения испытаний все три машины были возвращены на УВЗ, где они прошли переборку и дефектацию. Окончательная черта под испытаниями была подведена в августе 1999 года в бронетире артиллерийского полигона НТИ-ИМ, когда индийские специалисты оценивали броневую защиту танка. После этого начался переговорный процесс по согласованию условий контракта.

 

15 февраля 2001 года был подписан контракт на поставку Индии танков Т-90C и передачу лицензии на их производство. Речь идет о 310 танках, 124 из которых должно быть изготовлено в России, а 186 — в Индии из российских сборочных комплектов. В соответствии с контрактом индийской стороне передавалась также технология производства танков (без права реэкспорта выпущенных машин в третьи страны) с соответствующей конструкторской документацией, боеприпасы, учебно-тренировочные средства и производилась подготовка специалистов завода-изготовителя в г. Авади. Общая стоимость контракта превысила 800 млн долларов.
Танки Т-90C индийского контракта оснащены многотопливными дизелями В-92С2 мощностью 1000 л.с. Кроме того, на них отсутствует комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Вместо осветителей «Шторы» установлены дополнительные элементы динамической защиты, а гранатометы системы «Туча» установлены под углом 45°, а не 15°, как при наличии комплекса «Штора». Для использования прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С в активном режиме вместо отсутствующих осветителей ОТИТУ-1-7 комплекса «Штора» на командирской башенке установлен ИК-осветитель ОУ-ЗГКУ.

 

Характерной чертой Т-90C индийской армии является усиленная противоатомная защита: слой антинейтронного надбоя приблизительно в два раза толще, чем на российских образцах.
В Индии танку Т-90C было присвоено название «Бишма». К настоящему времени контракт 2001 года полностью выполнен. Все машины, которые должны были изготавливаться в России, отправлены заказчику. На заводе в Авади развернуто лицензионное производство.
30 ноября 2007 года был подписан новый контракт, которым предусматривалась поставка 347 танков Т-90C. Из них 124 должны быть отправлены в полностью собранном виде, а 223 в виде машинокомплектов для последующей сборки на заводе в Авади. Отгрузка первых 24 танков по новому контракту состоялась в 2008 году.
Планами развития сухопутных войск Индии до 2020 года предусматривается оснащение танками Т-90C «Бишма» 21 полка. Всего планируется принять на вооружение 1657 танков Т-90C.
После испытаний в Индии в 1999 году образец Т-90C со сварной башней подвергся некоторой доработке. В частности, вместо левого ящика ЗИП на башне установили кондиционер. В таком виде танк отправили на выставку DCA-2000 в Малайзии, а затем он принял участие в тендере на закупку танков для вооруженных сил этой страны. В ходе тендера Т-90C участвовал в испытаниях летом 2000 года. Однако еще в ходе предварительных переговоров стало понятно, что приобретение танков Т-90C Малайзией маловероятно. Чтобы не зависеть в области вооружений от одного государства, малазийское правительство предпочло закупить у России истребители МиГ-29, а контракт на поставку танков отдать Польше.

Вновь танки Т-90 были заказаны для Российской армии только на 2004 год — 14 единиц! Перед Уралвагонзаводом встал вопрос: какие, собственно, танки нужны заказчику? Танк обр. 1992 года явно устарел, да и выпускать его было физически невозможно из-за отсутствия целых производств. В то же время, после 1992 года армия ничего другого на вооружение не принимала. В результате уточнения тактико-технического задания стал формироваться облик модернизированного танка. В его основу была положена конструкция экспортного танка для Индии. Работы над «объектом 188А1» велись в УКБТМ под руководством нового главного конструктора В.Б. Домнина.
Система управления огнем модернизированного танка строилась вокруг тепловизионного прицела наводчика «Эсса» французско-белорусского производства и модернизированного прицельно-наблюдательного комплекса командира ТО1-КО4 «Агат-МР». В СУО применен и усовершенствованный баллистический вычислитель 1В216М. Огневая мощь танка возросла и за счет установки усовершенствованной пушки 2А46М-5 с повышенными характеристиками внутренней и внешней баллистики. На машину был установлен модернизированный комплекс оптико-электронного противодействия «Штора», а в качестве силовой установки был принят уже проверенный в Индии дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с.
Несмотря на трудности с освоением серийного производства модернизированного танка, вся заказанная армией партия из 14 единиц была сдана в начале 2005 года. В том же году «объект 188А1» был принят на вооружение Российской армии под обозначением Т-90А. В 2005 году Уралвагонзавод изготовил еще 18 машин. К этому времени заводу удалось завершить отладку технологических процессов и восстановить кооперативные связи. Это позволило в 2006 году выполнить Гособоронзаказ в количестве батальонного комплекта машин — 31 единица. Столько же изготовили в следующем году, а в 2008 и 2009 годах заводские цеха покидали по 62 боевых машины. Таким образом, за период с 2004 по 2009 год включительно было собрано 30 танков Т-90А с прицельным комплексом «Буран-М» и 180 Т-90А с комплексом «Эсса». Кроме того, были изготовлены два командирских танка Т-90К с литыми башнями и комплексом «Буран-М» и шесть Т-90АК со сварными башнями и комплексом «Эсса».
В составе парадного расчета 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии, а затем 5-й мотострелковой бригады танки Т-90А принимали участие в военных парадах на Красной площади в Москве 9 мая 2008–2011 годов.
Следующими странами, военные которых обратили внимание на Т-90C, стали Алжир и Ливия. 28 января 2004 года возможности российской техники были продемонстрированы представителям Ливии, а 24–25 марта того же года — делегации Алжира. Взяв за основу танк Т-90C образца 1999 года, УКБТМ провело его доработку под требования нового заказчика. Был выбран исходный вариант машины с установкой системы кондиционирования, а также с доработанной системой обнаружения лазерного облучения. Этот вариант получил заводской индекс «объект 188СА» («А» — для Алжира) и армейское обозначение Т-90CА. Опытный экземпляр изготовили в мае 2005 года, а в конце того же года он успешно прошел испытания в Алжире. В январе 2006 года был подписан контракт на поставку в Алжир бронетанковой техники. В соответствии с ним российская сторона должна была поставить в Алжир 185 танков Т-90CА, что и было выполнено к 2008 году. Есть сведения, что Алжир ведет переговоры о поставке дополнительного количества танков этого типа.
Следует отметить, что ливийские военные от закупок Т-90C отказались из-за его более высокой стоимости, чем у модернизированного Т-72. По аналогичной причине от приобретения Т-90C отказались Перу и Венесуэла.
В августе 2009 года 10 танков Т-90C были поставлены в Туркменистан.
Одновременно с Алжиром и Ливией интерес к Т-90C проявила Саудовская Аравия. Сравнительные испытания с участием российского танка были проведены в Аравийской пустыне в 2006 году. В мае 2008 года был подписан контракт на поставку в эту страну 150 танков. В 2009 году контракт на 41 машину был подписан с Кипром. Информация различной степени достоверности имеется о переговорах, заявлениях о намерениях или проявленном интересе к приобретению танков Т-90C со стороны Ирана, Йемена, Южной Кореи, Ливана, Марокко и Сирии.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.