1943 ГОД — НА БАЛТИКЕ ВОЮЮТ ТОЛЬКО ЛЕТЧИКИ

Новый 1943 год 1-й гвардейский мтап встретил на аэродромах Новинки, Углово, Бычье поле и Москва (Измайлово). Полк в 1942 г. понес большие потери, и в строю осталось только 17 самолетов Ил-4 и СБ, из которых 3 были неисправны.
2 февраля 1943 г. командующий ВВС Балтийского флота приказал сформировать авиационную оперативную группу для действия на дальних морских коммуникациях противника с аэродрома острова Лавенсаари. В группу были включены: четыре самолета ДБ-3, шесть Ил-2, один Пе-2, два Як-1, десять И-153, восемь И-16 и два МБР-2. Каждому типу самолетов были поставлены боевые задачи: самолетам ДБ-3 — крейсерские полеты с торпедами на «свободную охоту» в Финском заливе с выходом в Балтийское море; самолетам Ил-2 — крейсерские полеты на ледовые фарватеры Котка — Хельсинки и на коммуникации до предела оперативного радиуса; самолетам Пе-2 — дальняя разведка портов и коммуникаций противника; самолетам И-53 и И-16 — прикрытие оперативных групп, сопровождение торпедоносцев и штурмовиков, а также ближняя разведка.


Начало выполнения этих задач было назначено на 4 февраля.
7 февраля для обеспечения базирования на островах Лавенсаари и Сескар достаточного количества самолетов командующий флотом приказал командиру Островного укрепленного сектора к 15 мая 1943 г. произвести следующие работы: 1) на о. Лавенсаари расширить существующее летное поле сухопутного аэродрома и построить укрытия из расчета базирования на аэродроме 60 самолетов всех типов; 2) на о. Сескар — изыскать площадку под сухопутный аэродром для истребительной авиации и построить укрытия из расчета базирования 30 истребителей.
Минные постановки самолеты Ил-4 впервые в новом году провели 21 февраля.
Весной 1943 г. германское командование решило пресечь попытки советских подводных лодок проникнуть в Балтийское море. С этой целью с 24 марта до середины апреля немецкие минные заградители «Кайзер» и «Роланд», а также от 18 до 24 быстроходных десантных барж 24-й десантной флотилии выставили между полуостровом Порккалаудд и островом Найссаар в минных заграждениях «Насхорн 1-Х» (в советских документах Л-1 — Л-10) 72 933 мины в несколько рядов. Между островом Мякилуото, скалой Порккала Колбода и островом Найссаар с 28 марта по 15 мая германский отряд сетевых заградителей под командованием капитана 3-го ранга Беккера выставил противолодочные сети «Вальрос» длиной 25 миль в два ряда на расстоянии 150–300 м между ними. Был также перекрыт сетями проход между островами Найссаар и Аэгна.
Противолодочный рубеж прикрывала артиллерия на островах Мякилуото, Найссаар и Аэгна, а именно 35 орудий калибром 76–305 мм и 67 зенитных орудий. На островах были установлены радиолокационные и шумопеленгаторные станции и прожекторы. Вдоль линии сетей выдвигался корабельный дозор из 3–5 сторожевых кораблей и до 15 сторожевых катеров.
Одновременно противник выставил несколько минных заграждений на гогландском противолодочном рубеже: от острова Гогланд до района севернее Нарвского залива.
Мероприятия немцев не остались незамеченными командованием Балтийского флота. Реально уничтожить сетевые и минные заграждения противника можно было лишь в ходе большой наступательной операции, в которой должны были принять участие все силы Балтийского флота до линкора включительно. Авиация и надводные корабли — линкор, крейсера, эсминцы и канонерские лодки — должны были подавить береговые батареи противника и уничтожить корабли охранения заграждения. Уничтожение же заграждений должно было производиться тральщиками и катерами всех типов. Затем следовало высадить десант на ряд островов вблизи заграждения. На захваченных островах должны были быть построены береговые батареи и замаскированные укрытия для торпедных и бронекатеров, которые должны были препятствовать новым попыткам закрытия Финского залива.
Такая операция была крайне сложной, но вполне реальной при наличии достаточной авиационной поддержки. Превосходство же в корабельном составе, включая катера, у Балтийского флота было многократным.
Вместо этого наши адмиралы решили уничтожить минные и сетевые заграждения противника с помощью… бомб и торпед! Глупость подобного мероприятия очевидна. Во-первых, и бомбы, и торпеды против мин и сетей малоэффективны, а во-вторых, «подлатать дыры» противник может уже на следующий день после самых сильных налетов.
20 апреля директивой Военного Совета флота командующему ВВС Балтийского флота была поставлена задача приступить к бомбардировкам минных заграждений противника в районе острова Большой Тютерс, банки Неугрунд, острова Вигрунд.
В ночь на 23 и 29 апреля, 3,4, 5,6 и 7 мая авиация Балтфлота наносила бомбовые удары по минным заграждениям противника в районе о. Большой Тютерс, банки Намси, о. Вигрунд, а в ночь на 5 и 6 мая самолеты сбросили бомбы на минные заграждения к северо-востоку и юго-востоку от острова Гогланд. К выполнению задания привлекались самолеты ДБ-3Ф и СБ 1-го гвардейского мтап и самолеты МБР-2 из состава 58-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи. Всего было произведено 120 самолето-вылетов. Бомбардировка производилась в ночное время и проходила без противодействия противника. Было сброшено 646 бомб ПЛАБ-100, ФАБ-100 и ФАБ-50. Экипажи наблюдали до сорока сильных взрывов — предположительно мин.
Всего для бомбардировки заграждений противника самолеты Балтийского флота сделали летом 1943 г. 2 523 самолетовылета. Но эффект оказался нулевым — заграждения оставались неприступным препятствием для советских подводных лодок вплоть до выхода Финляндии из войны в 1944 г. Можно только гадать, сколько судов было бы потоплено, если бы 2 523 самолето-вылета были сделаны на коммуникации противника. Замечу, что в 1943 г. из Швеции в Германию только железной руды было вывезено свыше 10 млн. тонн — и все морем!
Самолеты Ил-4 к полетам с торпедами приступили лишь в апреле. Так, 15 апреля два торпедоносца Ил-4 с 14 ч. 25 м. до 15 ч. 30 м. летали на поиск вражеских кораблей в Финский залив и одновременно вели разведку, но противника не обнаружили и вернулись с торпедами на свой аэродром.
В тот же день два самолета ЛАГГ-3 с 18 ч. 58 м. до 20 ч. 01 м. прикрывали самолеты Ил-4 в районе аэродрома Борки.
На следующий день, 16 апреля, два торпедоносца Ил-4 с 7 ч. 42 м. до 12 ч. 52 м. летали на поиск судов противника в Финском заливе. В 9 ч. 15 м. один Ил-4 с дистанции 500 м безрезультатно атаковал неприятельский транспорт в 10–15 кабельтовых западнее о. Прангли. Второй Ил-4 из-за плохой видимости вернулся с меридиана о. Сескар. Столь же неудачны были и последующие вылеты.
26 апреля совершил первый боевой вылет (разведывательный) на Балтике американский бомбардировщик «Бостон», поставленный по ленд-лизу. Любопытно, что шесть бомбардировщиков «Бостон» А-20В поступили в 1-й гмтап, но их там опробовали и отказались. Пришлось их передать 15-му разведывательному полку.
28 мая Ил-4, пилотируемый капитаном Шамановым, с 0 ч. 20 м. летал на поиск кораблей противника в Балтийском море. В 2 ч. 55 м. в точке с координатами ш. = 57º35'; д. = 23º10' (в 12 милях к югу от о. Рухну) он сбросил торпеду и, по донесению Шаманова, потопил его. На самом деле торпеда прошла мимо.
31 мая 1943 г. вышло постановление Совнаркома СССР за №617–189/с, которым «в целях поощрения личного состава подводных лодок, торпедных катеров, катеров-охотников, экипажей самолетов установлена выдача следующих денежных наград: за потопление неприятельского линейного корабля — 100 000 рублей; крейсера — 75 000 рублей; подводной лодки — 50 000 рублей; транспорта — 15 000 рублей; сторожевого корабля или тральщика — 10 000 рублей; баржи, буксира или шхуны — 5000 рублей. В постановлении был указан порядок распределения денег между личным составом экипажа»{26}.[18] Командование флотов специальными приказами довело до личного состава текст постановления Совнаркома. Конкретно на Балтике Трибуц сделал это 2 июня.
В тот же день капитан В.А. Балебин потопил финский ледокол «Тармо». Это было первое достоверно подтвержденное потопление вражеского судна авиаторпедой. Несколько слов стоит сказать об этом ледоколе. Он был построен в 1907 г. в Англии для России. Водоизмещение его 2300 т, скорость хода 13,5 узлов. В 1918 г. ледокол пиратским способом захватили финны.
Самолет Ил-4 вылетел в 0 ч. 07 м. на «свободную охоту» и в 2 ч. 37 м. к юго-востоку от Аландских островов в точке с координатами ш. = 59º58'; д. = 20º16' сбросил торпеду на вражеское судно. Согласно донесению Балебина, это был транспорт водоизмещением в 5000 т.
3 июня торпедоносец Ил-4, вылетевший накануне в 23 ч. 56 м. на поиск кораблей противника в северную часть Балтийского моря, из-за неисправности материальной части в 0 ч. 15 м. сбросил торпеду в воду в районе Териоки. Второй торпедоносец летал с 0 ч. 05 м. до 6 ч. 05 м. с той же целью в том же районе, но кораблей противника не обнаружил и в 4 ч. 05 м. сбросил торпеду в районе населенного пункта Сало (ш. = 60º23';д. = 23º07').
6 июня два торпедоносца Ил-4 с 0 ч. 00 м. до 6 ч. 14 м. вели «свободную охоту». Один из самолетов в Ирбенском проливе у мыса Даменес обнаружил конвой из трех транспортов. В 3 ч. 30 м. лейтенант А.И. Разгонин в точке с координатами ш. = 57º47'; д. = 22º20' сбросил торпеду, которая, согласно его донесению, потопила транспорт в 5000 т. После войны установили, что это был транспорт «Хайнрих фон Пиауэн» вместимостью 1746 брт.
Второй Ил-4 летал на «свободную охоту», но цели не обнаружил и сбросил торпеду в море.
8 июня торпедоносец Ил-4, пилотируемый лейтенантом П.А. Колесниковым, с 0 ч. 03 м. до 6 ч. 22 м. находился в крейсерском полете, то есть в «свободной охоте». В 2 ч. 40 м. в Оландском море в точке с координатами ш. = 60º15'; д. = 19º30' им была атакована и потоплена шхуна «Гулкрокс» вместимостью 476 брт.
20 июля торпедоносец Ил-4, вылетевший накануне в 23 ч. 55 м. для действий на коммуникациях противника, в северной части Балтийского моря вражеских кораблей не обнаружил и в 3 ч. 20 м. с высоты 300 м сбросил торпеду на причалы и сооружения порта Раумо. Взрыв торпеды вызвал пожар, наблюдавшийся экипажем самолета с расстояния до 40 км. В 6 ч. 20 м. торпедоносец возвратился на аэродром.
22 июля два торпедоносца Ил-4 в 1 ч. 20 м. вылетели в крейсерский полет в северную часть Балтийского моря. Один из них в Рижском заливе в 12 милях юго-западнее о. Рухну (ш. = 57º37'; д. = 23º03') в 3 ч. 40 м. обнаружил и потопил торпедой транспорт противника водоизмещением около 8000 т. На самом деле атака эта была безуспешной. Второй самолет кораблей противника не обнаружил и сбросил торпеду в районе мыса Ристна. К 7 ч. 30 м. оба самолета вернулись на свой аэродром.
На следующий день, 23 июля, два Ил-4 с 1 ч. 20 м. до 7 ч. 21 м. вели поиск в Рижском заливе и Балтийском море. По донесению экипажей, капитан А.З. Пятков в 12 милях на северо-запад от Усть-Двинска в 3 ч. 15 м. потопил торпедой транспорт в 3000 т, а капитан Г.Д. Васильев в 3 ч. 50 м. в 95 кабельтовых на северо-запад от маяка Овизи потопил транспорт в 5000 т. При этом самолет Васильева совершил вынужденную посадку на армейском аэродроме. Позже выяснилось, что Васильев потопил транспорт «Эверонна» вместимостью 2800 брт, а капитан Пятков промазал.
Интересный момент «Хроники…» от 25 июля: «Самолет-торпедоносец ДБ-3, вылетевший в 1 ч. 45 м. в крейсерство в Балтийское море, в 3 ч. 38 м. в Рижском заливе в 85 каб. на юго-восток от мыса Колкасрагс потопил транспорт противника в 5000–6000 т. В 3 ч. 40 м. торпедоносец был безуспешно атакован самолетом Me-110 и еще двумя истребителями неустановленного типа. В 4 ч. 05 м. в районе острова Даго ДБ-3 снова был безрезультатно атакован вражеским истребителем. В 7 ч. 20 м. торпедоносец возвратился на свой аэродром.
Этот же самолет-торпедоносец ДБ-3 наблюдал транспорт противника на подходе к порту Виндава; второй транспорт — в Ирбенском проходе, шедший курсом 90º; третий транспорт — в 75 каб. от мыса Колкасрагс, шедший курсом на Ригу; четвертый транспорт — в 8 милях к западу от южной оконечности острова Даго и пятый транспорт — в том же районе, следовавший курсом 85º. На основании этих данных было установлено, что транспорты противника ходили вдоль восточного побережья Балтийского моря и в Рижском заливе, как правило, поодиночке и без охранения».
1 августа два торпедоносца Ил-4 в 1 ч. 32 м. и в 1 ч. 39 м. вылетели на поиск вражеских кораблей в Балтийское море. В 4 ч. 10 м. один из них (летчик — лейтенант А.И. Разгоним) в 11 милях на юго-восток от м. Колкасрагс атаковал с высоты 30 м и на расстоянии около 3 каб. транспорт противника в 5000 т. Торпеда попала в носовую часть транспорта, и тот, по донесению летчика, потонул. Второй Ил-4, пилотируемый капитаном И.Г. Шамановым, находясь в 10,5 милях северо-западнее маяка Ужава, в 4 ч. 14 м. с высоты 20 м и дистанции около 2,5 каб. сбросил торпеду по транспорту в 5000–6000 т. Торпеда попала в среднюю часть судна, которое, по донесению летчика, затонуло. Однако подтверждений о потоплении обоих транспортов нет.
На обратном пути самолеты с 4 ч. 27 м. до 5 ч. 30 м. обнаружили в Рижском заливе и в районе к западу от маяков Ужава, Вильханди и Ристнадосеми вражеских транспортов.
8 августа в 6 ч. 06 м. и в 6 ч. 08 м. два торпедоносца Ил-4 вылетели на поиск кораблей противника в Балтийское море, но из-за низкой облачности и плохой видимости самолеты до места назначения не дошли. Один из них вернулся из района о. Сескар и в 7 ч. 07 м. сел с торпедой на своем аэродроме. Второй самолет в 7 ч. 34 м. в Нарвском заливе в 75 каб. на северо-восток от маяка Валасте, с высоты 20 м и дистанции 3 каб. сбросил торпеду по сторожевому кораблю противника, шедшему курсом 170. По донесению летчика, торпеда попала в кормовую часть корабля, и он потонул.
В тот же день еще два торпедоносца Ил-4 в 12 ч. 21 м. и в 12 ч. 25 м. вылетели на поиск кораблей противника в Финском заливе. Один из них из-за плохой погоды вернулся из полета. Второй же Ил-4 в 13 ч. 52 м. с высоты 30 м и дистанции 2 каб. атаковал в 85 каб. на северо-запад от маяка Мохни сторожевой корабль противника, шедший с другим сторожевым кораблем. По донесению летчика, от попадания торпеды в носовую часть корабль затонул. Самолет при выходе в атаку и отходе был обстрелян зенитным огнем. От попадания осколков в плоскость и мотор на самолете возник пожар, но экипажу удалось потушить его в полете.
Оба потопленных в этот день сторожевых корабля оказались плодом фантазии летчиков.
11 августа два торпедоносца Ил-4 в 1 ч. 07 м. и в 1. ч. 28 м. вылетели на поиск кораблей противника в Балтийском море. Один из них, пролетев по маршруту Финский залив — о. Эзель — порт Либава, ничего не обнаружил и на обратном пути с высоты 2300 м сбросил торпеду по Курессааре. По донесению летчика, торпеда разорвалась в центре города. Второй Ил-4 в 4 ч. 40 м. в 13 милях на северо-запад от маяка Осмусаар с высоты 40 м сбросил торпеду по транспорту в 6000 т. По наблюдению летчика, торпеда осталась без хода и затонула.
17 августа два торпедоносца Ил-4 в 1 ч. 30 м. и в 2 ч. 20 м. вылетели на поиск кораблей противника в Балтийском море. Один самолет из-за неисправности мотора до цели не дошел и сбросил торпеду в районе пролива Бьеркэзунд. Второй самолет в 5 ч. 00 м. в 13 милях на юго-запад от о. Утэ безуспешно атаковал с дистанции 3 каб. транспорт противника в 6000–7000 т, шедший курсом 190º со скоростью 6–8 узлов. На обратном пути в районе населенного пункта Сортавала с 7 ч. 20 м. до 7 ч. 40 м. Ил-2 вел бой с двумя истребителями FW-190. По донесению летчика, один самолет противника был сбит и упал в воду.
23 августа два торпедоносца Ил-4 в 1 ч. 55 м. и в 2 ч. 45 м. вылетели на поиск кораблей противника в Балтийском море. Первый самолет в 55 каб. северо-западнее гавани Айнажи (Рижский залив) обнаружил миноносец и четыре транспорта противника, шедшие в строе кильватера. В 4 ч. 37 м. самолет, пилотируемый капитаном И.Г. Шамановым, с высоты 30 м и дистанции 2 каб. сбросил торпеду по одному из транспортов в 2000 т. По донесению летчика, от попадания торпеды в кормовую часть транспорт затонул.
Второй Ил-4, пилотируемый капитаном Г.В. Васильевым, в 95 каб. юго-западнее о. Утэ в 5 ч. 20 м. с высоты 24 м и дистанции 3 каб. сбросил торпеду по транспорту типа танкер в 6000 т. По донесению летчика, торпеда попала в носовую часть судна, вызвала сильный взрыв, и транспорт стал погружаться в точке с координатами ш. = 59º39'; д. = 21º12'. Дальнейших наблюдений за тонущим транспортом экипаж самолета не вел. Сделав фотоснимок после взрыва торпеды, самолет возвратился.
Два истребителя Як-1 3-го гиап с 5 ч. 56 м. до 6 ч. 30 м. сопровождали первый из возвратившихся торпедоносцев от о. Лавенсаари до аэродрома Приютино.
Уже после войны выяснилось, что Шаманов промазал, а Васильев потопил транспорт «Геракл» вместимостью 5103 брт.
24 августа два торпедоносца Ил-4 в 2 ч. 00 м. и в 2 ч. 50 м. вылетели на поиск кораблей противника в Балтийском море. Первый самолет кораблей не обнаружил и в 5 ч. 20 м. сбросил торпеду в районе маяка Даугавгрива в Рижском заливе. По донесению летчика, торпеда взорвалась недалеко от маяка. Второй Ил-4 также не обнаружил кораблей и в 5 ч. 30 м. сбросил торпеду на о. Вордэ в Або-Аландском архипелаге в 3 милях к востоку от о. Оланд. Взрыва торпеды экипаж самолета не наблюдал.
25 августа в 17 ч. 15 м. командующий ВВС флота донес командующему Балтийским флотом адмиралу В.Ф. Трибуцу, что в связи с темными ночами и наступлением новолуния ориентировка самолетов при постановке мин крайне затруднительна, а в шхерных районах фактически неосуществима, учитывая особенности полета на малых высотах. Командующий ВВС флота просил снять с морской авиации задачу постановки мин и утвердить его решение о переводе эскадрильи самолетов Ил-4 на крейсерские полеты с торпедами в Балтийском море, освободив от других задач. Командующий флотом в 20 ч. 45 м. того же дня согласился с этим предложением.
26 августа три самолета Ил-4 с 2 ч. 17 м. до 2 ч. 55 м. вылетели на поиск неприятельских кораблей в Балтийском море. Первый самолет из-за неисправности матчасти вернулся из района о. Лавенсаари и сел с торпедой. Второй самолет по маршруту полета не обнаружил кораблей и в 5 ч. 32 м. сбросил торпеду на сушу в 3–4 км юго-западнее города Хаапсалу. По донесению летчика, торпеда взорвалась. Третий самолет в 5 ч. 55 м. обнаружил в 45 каб. юго-восточнее маяка Утэ транспорт в 3000 т, по которому с высоты 25 м и дистанции 3 каб. сбросил торпеду. По донесению экипажа, торпеда взорвалась в средней части судна, и транспорт потонул. Самолет был безуспешно обстрелян с транспорта зенитным огнем. Сведения о потоплении транспорта не подтвердились.
2 сентября два торпедоносца Ил-4 с 3 ч. 30 м. до 9 ч. 10 м. летали на поиск кораблей противника в Балтийском море. В 5 ч. 53 м. один из самолетов, пилотируемый старшим лейтенантом А.П. Чернышевым, на южных подходах к Оландскому морю в 6 милях юго-западнее маяка Логшер (ш. = 59º45'; д. = 19º49') с высоты 30 м сбросил торпеду по транспорту в 3000 т. По донесению летчика, торпеда попала в кормовую часть судна, и транспорт затонул. Другой самолет, пилотируемый старшим лейтенантом А.И. Разгониным, в 5 ч. 55 м. в Рижском заливе в 11 милях юго-восточнее мыса Колкасрагс (ш. = 57º38'; д. = 22º51') с высоты 30 м атаковал транс-порт в 10 500 т. По донесению летчика, выпущенная торпеда попала в среднюю часть судна, которое затонуло. При возвращении от о. Лавенсаари до аэродрома Приютино торпедоносцев сопровождали два истребителя Як-1 13-го гиап.
На самом деле Чернышев промахнулся, а Разгонин потопил транспорт «Свеа» («Svaraer-Reuther»?) вместимостью в 800 брт.
3 сентября два торпедоносца Ил-4 с 3 ч. 17 м. до 8 ч. 57 м. летали на поиск кораблей противника в Балтийском море. Один из самолетов, пилотируемый Шамановым, в 5 ч. 56 м. в 17,5 милях на северо-запад от маяка Вильзанди (у о. Эзель) с высоты 20–30 м сбросил торпеду по транспорту в 4500 т. По донесению летчика, торпеда попала в среднюю часть судна, которое затонуло.
Другой Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом Бунимовичем, в 6 ч. 00 м. с высоты 30 м атаковал транспорт в 4000 т, стоявший на якоре по западную сторону о. Карлблюландет (в 12 милях на северо-запад от маяка Утэ). По донесению летчика, торпеда попала в кормовую часть судна. Однако из-за сильного обстрела с острова экипаж дальнейшего наблюдения не вел, но предполагал, что судно затонуло.
Однако подтверждения о потоплении каких-либо судов 3 сентября нет.
Командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц в связи с имевшимися данными о переброске противником войск и вооружения из Финляндии в порты Эстонии и Латвии по коммуникациям Турку — Утэ — Рига и Хельсинки — Таллин 3 сентября приказал командующему ВВС флота «тщательнее следить за движением транспортов и, продолжая вести крейсерские полеты, начать немедленно готовиться к массированным минно-торпедным ударам по портам и крупным конвоям противника, которые будут выявлены разведкой».,
4 сентября два торпедоносца Ил-4 с 3 ч. 00 м. до 9 ч. 58 м. летали на поиск вражеских кораблей в Балтийском море и Ботническом заливе. Один из самолетов, не обнаружив по маршруту кораблей противника, в 6 ч. 40 м. с высоты 20 м и дистанции 2 каб. сбросил торпеду по плавучему маяку «Раума». По донесению летчика, торпеда попала в среднюю часть судна, и плавмаяк затонул.
Другой Ил-4, пилотируемый капитаном Васильевым, в 6 ч. 34 м. с высоты 30 м и дистанции 3 каб. атаковал транспорт в 3000 т, шедший курсом 10 в 35 каб. на запад от маяка Ужава. По донесению летчика, торпеда попала в кормовую часть судна, и транспорт потонул. На обратном пути самолет произвел посадку на аэродроме Лавенсаари, а оттуда с 11 ч. 56 м. до 12 ч. 28 м. он под прикрытием двух истребителей Як-9 15-го pan перелетел на аэродром Приютино.
В этот день фактически был потоплен только плавучий маяк «Rauma» водоизмещением около 500 т.
5 сентября два торпедоносца Ил-4 с 3 ч. 27 м. до 10 ч. 40 м. летали на поиск вражеских кораблей в Балтийском море. Один из самолетов, пилотируемый старшим лейтенантом Разгониным, в 5 ч. 58 м. в 11,5 милях на запад от мыса Колкасрагс в Ирбенском проливе с высоты 30 м и дистанции 3 каб. сбросил торпеду по транспорту в 3000 т. По донесению летчика, торпеда попала в кормовую часть судна, и транспорт потонул. Другой самолет в 17 милях на северо-запад от маяка Вильзанди (ш. = 58º28'; д. = 21º16') атаковал транспорт в 6000 т, но торпеда прошла мимо за кормой транспорта.
Увы, Разгонину в тот день тоже не повезло, и его торпеда прошла мимо.
9 сентября торпедоносец Ил-4 с 3 ч. 45 м. до 10 ч. 21 м. летал на поиск кораблей противника в Балтийском море. Но из-за облачности по маршруту полета Рижский залив — Ирбенский проход — маяк Овизи — о. Эзель экипаж вражеских судов не обнаружил и в 6 ч. 12 м. с высоты 400 м сбросил торпеду на селение Атла на западном побережье о. Эзель. По донесению экипажа, торпеда взорвалась.
10 сентября торпедоносец Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом Чернышевым, с 3 ч. 45 м. до 10 ч. 02 м. летал на поиск кораблей противника в Балтийском море. В 6 ч. 15 м. в 26 милях на запад от маяка Вильзанди самолет с высоты 20 м и дистанции 2,5 каб. сбросил торпеду по транспорту в 5000 т, шедшему курсом 180º. По донесению летчика, торпеда попала в носовую часть транспорта, и тот потонул. Но на самом деле Чернышев промазал.
12 сентября торпедоносец Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом Бунимовичем, с 3 ч. 25 м. до 9 ч. 09 м летал на поиск кораблей противника в Балтийском море. В 6 ч. 25 м. в 12 милях юго-западнее маяка Паппензее самолет с высоты 30 м и дистанции 3 каб. сбросил торпеду по транспорту в 6000–7000 т, шедшему курсом 180º. По донесению летчика, транспорт потонул от взрыва торпеды в кормовой части. Результат атаки был сфотографирован. Фотография — фотографией, но транспорт потоплен не был.
14 сентября три торпедоносца Ил-4 с 3 ч. 40 м. до 10 ч. 45 м. летали на поиск кораблей противника в Балтийском море. Ил-4, пилотируемый капитаном Шамановым, в 6 ч. 52 м. в 95 каб. на северо-восток от маяка Овизи (ш. = 57º43'; д. = 21º49') с высоты 30 м и дистанции 2,5 каб. сбросил торпеду по транспорту в 3000 т, шедшему курсом 70 с двумя другими транспортами и в охранении сторожевого корабля и двух сторожевых катеров. По донесению экипажа, транспорт потонул. На самом же деле попадания не было. С кораблей охранения самолет был безрезультатно обстрелян зенитным огнем.
В 7 ч. 00 м. в 16 милях северо-западнее маяка Овизи самолет обнаружил транспорт, шедший курсом 350º. На обратном пути в 8 ч. 08 м. в районе Таллинна самолет был дважды безуспешно атакован истребителем Me-109.
Другой Ил-4 в 7 ч. 25 м. в 7 милях на северо-восток от маяка Овизи (ш. = 57º40'; д. = 21º50') с высоты 30 м и дистанции 3 каб. сбросил торпеду по транспорту в 4000 т, шедшему курсом 60'. Однако торпеда прошла за кормой транспорта.
Третий Ил-4 в этот день неприятельских кораблей не обнаружил и в 8 ч. 00 м. с высоты 1400 м сбросил торпеду на рейде Немпнез в Ботническом заливе в 10 милях севернее порта Кристинам. По донесению экипажа, торпеда взорвалась.
16 сентября два торпедоносца Ил-4 с 14 ч. 50 м. до 18 ч. 10 м. летали на поиск кораблей противника в западную часть Финского залива. Один из самолетов в 16 ч. 10 м. в 9 милях северо-западнее маяка Мохни с высоты 30 м и дистанции 2,5 каб. сбросил торпеду по самоходной десантной барже противника в 500–600 т, шедшей курсом 90, но результата атаки экипаж не наблюдал. С баржи самолет был обстрелян сильным зенитным огнем.
Второй Ил-4 в 17 ч. 05 м. в 6 милях северо-восточнее о. Найссаар с высоты 30 м и дистанции 3 каб. выпустил торпеду по транспорту в 2000–3000 т, шедшему курсом 190º. По донесению экипажа, торпеда взорвалась в средней части судна, и транспорт потонул. Однако позже выяснилось, что это был не транспорт, а финское сторожевое судно «Уиско», бывший рыболовный траулер «Келтик» (219 брт). Его командир старший лейтенант Саандхольм и 19 членов экипажа погибли.
18 сентября торпедоносец Ил-4 с 7 ч. 25 м. до 12 ч. 35 м. летал на поиск кораблей противника в Финском и Рижском заливах и Балтийском море. В 9 ч. 23 м. экипаж обнаружил транспорт, стоявший на якоре в 6 милях юго-восточнее о. Осмусаар. Не атакуя его, торпедоносец пошел дальше, но больше корабли противника ему не попадались, и тогда в 11 ч. 10 м. экипаж сбросил торпеду с высоты 30 м над портом Пярну. Взрыва торпеды экипаж не наблюдал. При возвращении самолет был безуспешно обстрелян с о. Большой Тютерс.
Второй Ил-4 в этот день также летал с 14 ч. 25 м. до 19 ч. 48 м. на поиск кораблей противника в Финском заливе и Балтийском море, но ничего не обнаружил и в 17 ч. 35 м. с высоты 30 м сбросил торпеду над портом Виндава. Взрыва торпеды экипаж не наблюдал.
20 сентября два торпедоносца Ил-4 в 4 ч. 15 м. и в 4 ч. 30 м. вылетели на поиск кораблей противника в Балтийском море и Финском заливе. Ил-4 под управлением старшего лейтенанта Чернышева в 7 ч. 08 м. в 12 милях западнее маяка Кыпу на о. Даго с высоты 30 м и дистанции 1,5–2 каб. сбросил торпеду по транспорту в 2500 т, шедшему курсом 30º. Экипаж сфотографировал взрыв торпеды в кормовой части судна, от которого оно потонуло.
Второй Ил-4, пилотируемый капитаном Васильевым, в 6 ч. 15 м. в 11,5 милях юго-восточнее маяка Юссарэ атаковал транспорт в 5000 т, шедший под охраной двух сторожевых кораблей и двух тральщиков курсом 100º. По донесению летчика, торпеда взорвалась в кормовой части судна, и транспорт потонул. При атаке и на отходе самолет был безуспешно обстрелян зенитным огнем с кораблей прикрытия.
Подтверждений потопления этих транспортов 20 сентября не найдено.
23 сентября два торпедоносца Ил-4 вылетели в 4 ч. 30 м. и в 4 ч. 42 м. на поиск кораблей противника в Балтийском море. Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом Бунимовичем, в 7 ч. 13 м. в 13,5 милях западнее маяка Акменрагс (ш. = 56º49'; д. = 20º40') с высоты 30 м и дистанции 2,5 каб. выпустил торпеду по транспорту противника в 6000 т, шедшему курсом 20º в охранении двух сторожевых кораблей. По донесению летчика, торпеда взорвалась в кормовой части судна, и транспорт потонул. Самолет был безуспешно обстрелян сильным зенитным огнем с транспорта и кораблей охранения. В 9 ч. 50 м. Ил-4 приземлился на аэродром Лавенсаари. И в этом случае подтверждений гибели судна не найдено.
Второй Ил-4 из-за неисправности матчасти в 7 ч. 10 м. сбросил торпеду в шхерах Чэкарсфьорда и возвратился из полета в 9 ч. 40 м. на свой аэродром Новая Ладога.
26 сентября три торпедоносца Ил-4 летали на поиск кораблей противника в Балтийском море. Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом Бунимовичем, вылетевший в 9 ч. 52 м., в 13 ч. 03 м. обнаружил в Балтийском море в 18 милях западнее маяка Овизи два миноносца, шедших курсом 60º. В 13 ч. 08 м. в порту Виндава Бунимович обнаружил пять сторожевых кораблей и семь сторожевых катеров, а в 13 ч. 13 м. в 28 милях юго-западнее того же порта — транспорт, шедший курсом 180º. В 13 ч. 15 м. экипаж Бунимовича в 15 милях западнее Виндавы с высоты 20 м и дистанции 2,5 каб. выпустил торпеду по транспорту противника в 8000 т, шедшему курсом 25º. По донесению летчика, торпеда взорвалась в средней части судна, и транспорт потонул. Момент гибели транспорта был сфотографирован экипажем. Им оказался транспорт «Хильдегард» («Hildegard») вместимостью 1287брт.
Второй торпедоносец Ил-4 вылетел на поиск в 10 ч. 00 м. под прикрытием четырех истребителей Як-7 21-го иап, которые сопровождали его до 11 ч. 00 м. от аэродрома Каменка до Лавенсаари. В 10 ч. 51 м. с аэродрома Лавенсаари вылетели четыре истребителя Ла-5 3-го гиап и прикрывали полет Ил-4 до о. Пыхя Ухти. Но из-за дождя и плохой видимости торпедоносец возвратился с меридиана порта Порвоо и в 12 ч. 50 м. сел на свой аэродром с торпедой.
Третий Ил-4, вылетевший в 14 ч. 11 м. без прикрытия, из-за ясной погоды в районе о. Большой Тютерс возвратился и в 15 ч. 45 м. сел с торпедой на свой аэродром.

Бомбардировщик «Бостон», поставляемый в Советский Союз США по ленд-лизу
29 сентября три торпедоносца Ил-4 и один торпедоносец А-20Ж с 4 ч. 10 м. до 5 ч. 00 м. поодиночке вылетали на поиск вражеских кораблей в Балтийском море. Самолет А-20Ж, пилотируемый майором И.Н. Пономаренко, в 6 ч. 38 м. в 11,5 милях северо-западнее порта Виндава с высоты 40 м и дистанции 3,5 каб. сбросил торпеду по транспорту противника в 5000 т, шедшему курсом 360º. По донесению экипажа, торпеда взорвалась в кормовой части судна, и транспорт потонул, безуспешно обстреляв самолет зенитным огнем. Момент гибели судна был сфотографирован. Однако подтверждения гибели судна так и не найдены. Как видим, началось использование «Бостонов» в качестве торпедоносцев.
Один из самолетов Ил-4 из-за плохой видимости возвратился от о. Гогланд на свой аэродром.
Второй Ил-4 в 7 ч. 15 м. в 12,5 милях юго-западнее маяка Ристна на о. Даго с высоты 30 м и дистанции 2,5–3 каб. безрезультатно атаковал транспорт противника в 7000 т. шедший курсом 30º.
Третий Ил-4 в 8 ч. 00 м. в 4 милях западнее маяка Флэчьан (в южной части Оландского моря) с высоты 30 м и дистанции 3,5 каб. безуспешно атаковал транспорт противника в 3500 т, шедший курсом 15º. Судно в момент атаки резким поворотом уклонилось от торпеды.
Четыре истребителя Ла-5 3-го гиап с 9 ч. 15 м. до 13 ч. 53 м прикрывали возвращавшиеся торпедоносцы от о. Лавенсаари до аэродрома Каменка.
30 сентября два торпедоносца Ил-4 и один А-20Ж с 4 ч. 15 м. до 4 ч. 35 м. вылетели поодиночке на поиск кораблей противника в Балтийском море. Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом П.А. Колесником, в 6 ч. 36 м. в западной части Финского залива в 14,5 милях северо-западнее маяка Пакри с высоты 25 м и дистанции 2 каб. сбросил торпеду по неприятельскому танкеру в 7000 т, шедшему курсом 50º. По донесению летчика, торпеда взорвалась в средней части судна, и через 4–5 минут танкер потонул.
Самолет А-20Ж, пилотируемый капитаном Н.Г. Константюком, в 7 ч. 10 м. в северной части Балтийского моря в 31 миле юго-западнее маяка Вильзанди с высоты 30 м и дистанции около 3 каб. выпустил торпеду по транспорту противника в 3000 т, шедшему курсом 10º. По донесению экипажа, торпеда взорвалась в кормовой части судна, и через 5–6 минут транспорт потонул. Второй Ил-4 (летчик — старший лейтенант Ю.Э. Бунимович) в 8 ч. 00 м. в 13 милях западнее маяка Ужава с высоты 30 м и дистанции около 2 каб. выпустил торпеду по танкеру противника в 8000 т. По донесению летчика, торпеда взорвалась в кормовой части судна, и через полминуты танкер потонул. Результаты всех атак летчики сфотографировали.
Однако из всех атакованных судов зарубежные данные подтверждают лишь потопление Бунимовичем малого транспорта «Цюльхов-17» («Zulehow-17») вместимостью 396 брт.
1 октября два торпедоносца Ил-4, действуя поодиночке, с 6 ч. 40 м. до 12 ч. 43 м. летали на поиск кораблей противника на его коммуникациях в северной части Балтийского моря. Один из самолетов в 9 ч. 50 м. в 15 каб. южнее о. Лемланд (ш. = 59º57'; д. = 20º12') обнаружил пять транспортов противника без хода и безуспешно атаковал один из них торпедой. Второй Ил-4, пилотируемый капитаном Г.Д. Васильевым, в 10 ч. 25 м. в 18 милях к западу от маяка Ужава (ш. = 57º12'; д. = 20º52') атаковал торпедой транспорт противника в 3000 т, шедший курсом 170º со скоростью 6–8 узлов. Транспорт потонул в течение 5 минут. Во время атаки самолеты были обстреляны огнем зенитных автоматов с транспортов.
На самом деле капитан Васильев промазал (или слукавил про «5 минут»)[19].
2 октября два торпедоносца А-20Ж и один Ил-4, действуя поодиночке, с 4 ч. 12 м. до 11 ч. 00 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в северной части Балтийского моря. А-20Ж, пилотируемый старшим лейтенантом Пресняковым, в 7 ч. 00 м. в Ирбенском проходе (ш. = 57º50'; д. = 22º15') выпустил торпеду по транспорту противника в 3000 т, шедшему курсом 90º со скоростью 6–8 узлов. Экипаж самолета наблюдал попадание торпеды в транспорт, который потонул в течение 5 минут. Второй А-20Ж в 7 ч. 00 м. к западу от Ирбенского прохода (ш. = 57º43'; д. = 20º35') атаковал торпедой транспорт противника в 4000 т, шедший курсом 10º со скоростью 6 узлов, но торпеда не пошла. Ил-4 в 8 ч. 22 м. в 13 милях юго-восточнее маяка Богшер (ш. = 59º 19'; д. = 20º35') обнаружил и безуспешно атаковал торпедой транспорт противника в 1000 т без хода.
Увы, опять нет подтверждения потопления и та же песенка про «пять минут».
5 октября два торпедоносца Ил-4 и один А-20Ж, действуя поодиночке, с 6 ч. 58 м. до 14 ч. 40 м. летали на поиск кораблей противника в Балтийском море. В 10 ч. 13 м. Ил-4, пилотируемый капитаном Чернышевым, в 50 милях к западу от пролива Соэлавэйн (ш. = 58º38'; д. = 21º00') обнаружил два транспорта в охранении двух сторожевых кораблей, шедших курсом 180º со скоростью 8 узлов. Самолет атаковал транспорт в 8000 т и наблюдал взрыв торпеды в кормовой части судна, которое потонуло через 5 минут.
Второй Ил-4 в 11 ч. 20 м. в западной части Ирбенского прохода обнаружил и атаковал транспорт в 3000 т, но торпеда зарылась в грунт.
А-20Ж, пилотируемый старшим лейтенантом Волковым, в 13 ч. 07 м. в Рижском заливе в 15 милях северо-западнее Усть-Двинска обнаружил конвой противника в составе двух транспортов по 3000 т, миноносца и трех сторожевых кораблей. Конвой прикрывали два самолета Ме-110. Наш торпедоносец атаковал один из транспортов. Экипаж отметил взрыв торпеды в кормовой части судна, но погружения транспорта не наблюдал, так как самолет был обстрелян сильным зенитным огнем с кораблей и атакован истребителями противника, от которых уклонился, уйдя в облака.
Все то же: никаких подтверждений и те же «пять минут».
6 октября два торпедоносца А-20Ж, действуя поодиночке, с 14 ч. 17 м. до 19 ч. 53 м. летали на поиск кораблей противника на его коммуникациях в Балтийском море. Один из самолетов возвратился из-за плохой погоды из района маяка Мохни и сел на свой аэродром с торпедой. Другой самолет, пилотируемый старшим лейтенантом Гепнером, в 16 ч. 50 м. в Рижском заливе севернее мыса Мерсрагс обнаружил три транспорта противника, шедшие в строе кильватера курсом 320º со скоростью 6 узлов. Самолет атаковал транспорт в 3000 т. По донесению летчика, торпеда взорвалась в кормовой части судна, и оно начало погружаться, но полного потопления транспорта экипаж не видел из-за плохих метеоусловий. Подтверждения потопления транспорта нет, хорошо хоть, что нет песенки про «пять минут».
Четыре истребителя Як-7 21-го иап прикрывали перелет торпедоносцев с аэродрома Каменка до о. Лавенсаари с 14 ч. 21 м.до 15 ч. 05 м.
7 октября шесть торпедоносцев 1-го гмтап, действуя поодиночке, с 6 ч. 44 м. до 15 ч. 05 м. летали на поиск кораблей противника на его коммуникациях в Балтийском море. Один А-20Ж из-за неисправности матчасти сбросил торпеду на лес в районе станции Райккюля и при посадке на аэродром был поврежден.
Другой торпедоносец, Ил-4, в 10 ч. 25 м. в 11 милях западнее порта Виндава обнаружил и пытался атаковать вражеский транспорт водоизмещением более 10 000 т, шедший курсом 30º со скоростью 8–10 узлов, но торпеда не пошла.
Еще один Ил-4, пилотируемый младшим лейтенантом М.М. Ениным, в 11 ч. 02 м. в 19 милях севернее маяка Тахкуна обнаружил транспорт в 4000 т, два сторожевых корабля и два сторожевых катера. Конвой шел курсом 340º со скоростью 6–8 узлов. Преодолев огонь зенитных автоматов, самолет атаковал транспорт торпедой. Экипаж сфотографировал попадание торпеды, но фотоснимок не подтвердил потопление транспорта.
Торпедоносец, пилотируемый капитаном Н.И. Победкиным, в 11 ч. 15 м. в 75 каб. северо-западнее маяка Акменрагс обнаружил и успешно атаковал транспорт в 3000 т, шедший в охранении двух сторожевых катеров курсом 10º со скоростью 6–7 узлов. Транспорт потонул в течение 3–4 минут. Предположительно это был «Орион» водоизмещением 2600 т. Самолет был безуспешно обстрелян огнем зенитных автоматов с транспорта и катеров.
Торпедоносцы А-20Ж и Ил-4, вылетевшие в 11 ч. 08 м. и в 12 ч. 20 м., из-за плохих метеоусловий возвратились из района Гогланд—Лавенсаари на свой аэродром с торпедами.
Полет последнего самолета Ил-4 до о. Сескар прикрывали два истребителя Як-7.
10 октября был неудачный день, а может, летчики побоялись рассказать про «пять минут». В этот день пять торпедоносцев Ил-4 и А-20Ж, действуя поодиночке, с 5 ч. 04 м. до 12 ч. 35 м. летали в Балтийском море на коммуникациях противника. Один Ил-4 возвратился из района о. Сескар из-за плохой погоды и сбросил торпеду в Сестрорецкий Разлив.
Самолет А-20Ж в 8 ч. 30 м. в 17,5 милях западнее Либавы обнаружил пять транспортов водоизмещением от 3000 до 7000 т, шедших в строе кильватера в охранении сторожевых кораблей и двух самолетов Me-109. Конвой шел курсом 360º со скоростью 6–8 узлов. Самолет атаковал торпедой один из транспортов, но тот успел резко отвернуть, и торпеда прошла мимо.
Другой самолет Ил-4 в 8 ч. 40 м. в 22 милях к северо-западу от маяка Овизи обнаружил и безуспешно атаковал транспорт противника в 3000 т, шедший курсом 20º со скоростью 4–5 узлов.
Самолет А-20Ж, вылетевший в 5 ч. 48 м., из полета не возвратился. Последний самолет А-20Ж в 9 ч. 43 м. в районе о. Пыхя Ухти обнаружил и безуспешно атаковал транспорт в 3000 т, шедший курсом 210º со скоростью 5 узлов. Торпеда предположительно зарылась в грунт из-за малой глубины в месте атаки.
Два торпедоносца А-20Ж и два Ил-4, действуя поодиночке, с 22 ч. 10 м. 13 октября до 11 ч. 04 м. 14 октября крейсировали на коммуникациях противника в Балтийском море. Самолет, пилотируемый капитаном Константюком, в 1 ч. 45 м. в 37 милях к северо-западу от маяка Овизи (ш. = 57º50'; д. = 20º40') обнаружил и успешно атаковал торпедой танкер в 5000 т, шедший курсом 10º со скоростью 4–5 узлов. Экипаж наблюдал потопление танкера через 5–6 минут после взрыва. Пролетая в районе о. Найссаар, самолет был безуспешно обстрелян огнем зенитных автоматов противника.
Один Ил-4 в средней части Балтийского моря кораблей и транспортов противника не обнаружил и в 3 ч. 10 м. сбросил торпеду в воду в Рижском заливе северо-восточнее м. Колкасрагс. Второй Ил-4, летавший в северную часть Балтийского моря, также кораблей и транспортов не обнаружил и в 7 ч. 40 м. сбросил торпеду в море северо-западнее маяка Тахкуна.
Торпедоносец, пилотируемый старшим лейтенантом Самедовым, вылетевший в 3 ч. 52 м., из полета не вернулся, сообщив лишь в 8 ч. 35 м. радиограммой о потоплении им транспорта противника.
На самом деле в этот день ни одно судно противника потоплено не было.
15 октября два торпедоносца А-20Ж, действуя поодиночке, с 3 ч. 35 м. до 10 ч. 42 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в северной части Балтийского моря. Самолет, пилотируемый капитаном П.В. Летуновским, в 6 ч. 57 м. в 95 каб. к северо-западу от маяка Ристна (ш. = 59º00'; д. = 21º46') обнаружил и успешно атаковал торпедой транспорт в 1500 т, шедший курсом 210º со скоростью 4 узла. Транспорт потонул в течение 3–5 минут. На самом деле результат атаки был тот же, что и вчера, но есть упоминание про «пять минут».
Второй самолет кораблей противника не обнаружил и в 7 ч. 05 м. сбросил торпеду в воду в Ботническом заливе. При возвращении самолет был обстрелян огнем зенитных автоматов из района Кургальского полуострова и получил до 30 пробоин, один мотор был поврежден. Два истребителя Ла-5 4-го гиап с 10 ч. 38 м. до 10 ч. 51 м. прикрывали перелет самолета А-20Ж из района маяка Шепелевский до аэродрома.
18 октября один Ил-4 и один А-20Ж, действуя поодиночке, летали для крейсерства на коммуникациях противника в северной части Балтийского моря. Ил-4 в 5 ч. 06 м. из-за пло-хих метеоусловий сбросил торпеду в воду западнее банки Неугрунд и возвратился на свой аэродром. А самолет А-20Ж (летчик — капитан Стрелецкий) в 7 ч. 30 м. к западу от маяка Сырве обнаружил и успешно атаковал торпедой транспорт в 6000 т, шедший курсом 5º со скоростью 6 узлов. Через 6 минут транспорт потонул.
Увы, результат тот же, но транспорт «потонул» уже за 6 минут.
19 октября три торпедоносца Ил-4, действуя поодиночке, с 3 ч. 36 м. до 4 ч. 07 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. Первый Ил-4 в 8 ч. 20 м. в 10,5 милях к юго-западу от Либавы обнаружил и безуспешно атаковал торпедой вражеский транспорт в 3000 т, шедший курсом 200º со скоростью 6 узлов. При возвращении самолет сел в районе Старой Руссы.
Второй Ил-4, летавший в западную часть Балтийского моря и в район Оландских островов, кораблей противника не обнаружил и в 7 ч. 20 м. сбросил торпеду на поселок на о. Кумлинге в центральной части Або-Аландских шхер. Экипаж наблюдал в поселке взрыв и пожар. Самолет сел на аэродроме Максатиха (восточнее г. Бологое).
Третий Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом П.А. Колесником, в 7 ч. 18 м. в районе порта Уусикаупунки в Ботническом заливе (ш. = 60º55'; д. = 21º20') обнаружил и успешно атаковал торпедой транспорт в 6000 т, шедший курсом 180º со скоростью 4–6 узлов. Экипаж сфотографировал полное погружение транспорта в течение 4–5 минут. При возвращении самолет сел в районе поселка Пошехонье Вологодской области. Подтвержденных данных о потоплении транспорта в западных источниках нет.
20 октября торпедоносец А- 20Ж, пилотируемый старшим лейтенантом Примаковым, с 7 ч. 04 м. до 11 ч. 25 м. летал на поиск кораблей противника на его коммуникациях в Балтийском море. В 9 ч. 30 м. в 11 милях к западу от маяка Овизи (ш. — 57º33'; д. = 21º23') самолет обнаружил два неприятельских тральщика и успешно атаковал торпедой тральщик типа М-1, шедший курсом 15º со скоростью 6–8 узлов. Экипаж наблюдал полное погружение тральщика в течение 2–3 минут. Однако подтверждения этому в западных источниках нет.
21 октября два торпедоносца А-20Ж и один Ил-4, действуя поодиночке, с 9 ч. 20 м. до 17 ч. 02 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. А-20Ж, пилотируемый капитаном Меркуловым, в 14 ч. 01 м. на Западном Гогландском плесе в 3 милях восточнее маяка Родшер (ш. = 59º59'; д. = 26º47') обнаружил четыре транспорта, четыре сторожевых корабля и два сторожевых катера, шедших курсом 320º со скоростью 8 узлов в строе двух кильватерных колонн. Конвой прикрывали один Me-109 и один Me-110. Преодолев сопротивление зенитной артиллерии противника, А-20Ж потопил торпедой концевой транспорт в 1500 т. Но подтверждения этому нет.
Позднее самолеты Як-9 15-го pan в 5 милях юго-восточнее и в 7 милях южнее маяка Родшер обнаружили только три транспорта и три сторожевых корабля, шедшие на юг.
Второй торпедоносец А-20Ж в 14 ч. 45 м. в устье Финского заливе севернее острова Даго (ш. = 59º30'; д. = 22º45') обнаружил два тральщика, а в 20 каб. к западу от них — четыре транспорта, шедшие курсом 90º со скоростью 6 узлов под прикрытием двух истребителей Me-110. Торпедоносец безуспешно атаковал торпедой тральщик противника типа М-117 в 600 т.
Торпедоносец Ил-4 на своем маршруте не обнаружил кораблей и транспортов противника и сбросил торпеду в воду в районе маяка Ристна.
Восемь истребителей Як-7 и четыре Ла-5, действуя парами, с 9 ч. 33 м. до 16 ч. 55 м. прикрывали полеты торпедоносцев от аэродрома Каменка до средней части Финского залива и обратно.
24 октября три торпедоносца А-20Ж и два Ил-4, действуя поодиночке, с 7 ч. 25 м. до 14 ч. 30 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. Самолет А-20Ж в 9 ч. 10 м. в центральной части Финского залива в 30 каб. к северо-востоку от башни Лорбинеем обнаружил и безуспешно атаковал торпедой большую сухогрузную баржу, шедшую на буксире курсом 240º со скоростью 3–4 узла.
Один Ил-4 в 11 ч. 30 м. в 11 милях к северо-западу от маяка Ристна обнаружил и безуспешно атаковал шхуну в 200 т, стоявшую на месте и в момент атаки давшую ход.
Торпедоносец А-20Ж в 11 ч. 46 м. на Западном Гогландском плесе в 68 каб. к югу от маяка Тийскерн обнаружил и безуспешно атаковал торпедой самоходную баржу в 600–700 т, шедшую курсом 350º со скоростью 4 узла.
Самолет Ил-4, пилотируемый старшим лейтенантом А.З. Большаковым, в 12 ч. 36 м. в устье Финского залива в 70 каб. к югу от о. Руссарэ (ш. = 59º39'; д. = 22º55') обнаружил и успешно атаковал торпедой транспорт в 6000 т, шедший курсом 5º со скоростью 4–6 узлов. По донесению экипажа, транспорт затонул в течение 4–5 минут. Однако подтверждения этому нет.
Последний А-20Ж в 13 ч. 15 м. в 10 милях к северу от маяка Ристна обнаружил и безуспешно сбросил торпеду на транспорт в 3000–4000 т, шедший курсом 210º со скоростью 7–8 узлов.
25 октября торпедоносец Ил-4 с 11 ч. 14 м. до 16 ч. 27 м. летал для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. В 13 ч. 50 м. в 22 милях к западу ото. Эзель летчик капитан Чернышев обнаружил и успешно атаковал торпедой транспорт в 3000 т, шедший под охраной двух сторожевых кораблей курсом 30º со скоростью 6 узлов. С воздуха транспорт прикрывал истребитель Ме-110, который дважды безуспешно атаковал наш торпедоносец. Подтверждения потопления нет.
27 октября торпедоносец А-20Ж вылетел в 6 ч. 03 м. для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. В 9 ч. 15 м. в 16 милях северо-восточнее маяка Риксгефт (ш. = 55º05'; д. = 18º30') он обнаружил два миноносца, два сторожевых корабля и два торпедных катера противника, шедшие в строе кильватера со скоростью 18 узлов. Самолет атаковал торпедой миноносец. Из-за сильного зенитного огня вражеской корабельной артиллерии наш торпедоносец сразу же ушел в облака и результатов атаки не видел. В 15 ч. 55 м. он сел на аэродром Новинка. Понятно, что потопление или повреждение миноносца давно было бы зафиксировано историками, так что и эта атака была безрезультатна.
1 ноября два торпедоносца А-20Ж и один Ил-4, действуя поодиночке, с 7 ч. 49 м. до 16 ч. 59 м. летали для крейсерства в Балтийском море. Торпедоносец А-20Ж, пилотируемый капитаном П.В. Летуновским, в 20 милях к северо-западу от Либавы в 10 ч. 55 м. потопил транспорт противника в 12 000 т, шедший курсом 12º в охранении двух сторожевых кораблей.
По донесению экипажа, торпеда попала в среднюю часть судна, и транспорт потонул. На самом деле был потоплен пароход «Мариенбург» вместимостью 1322 брт.
На обратном пути в 12 ч. 20 м. в 10 км западнее станции Тапа с бреющего полета Летуновский обстрелял пулеметным огнем железнодорожный эшелон (45 вагонов), шедший на восток.
Другой А-20Ж в 15 ч. 15 м. в 11 милях к северо-западу от Виндавы обнаружил и безуспешно атаковал торпедой сторожевой корабль противника, шедший курсом 210º.
Самолет Ил-4 в 15 ч. 27 м. в районе Либавы безуспешно атаковал торпедой транспорт, шедший курсом 310º. В районе маяка Порккалан Каллбода самолет был обстрелян зенитной артиллерией и автоматами с транспорта и сторожевого корабля противника.
На следующий день, 2 ноября, три торпедоносца А-20Ж и один Ил-4, действуя поодиночке, с 7 ч. 37 м. до 16 ч. 06 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море и западной части Финского залива. А-20Ж, пилотируемый капитаном Константюком, в 10ч. 05 м. в 18 милях северо-западнее о. Эзель потопил транспорт в 10 000 т, шедший курсом 25º. Экипаж самолета наблюдал взрыв торпеды в кормовой части судна и резкий крен на правый борт. Подтверждения этому нет.
Другой А-20Ж в 14 ч. 40 м. в районе Палдиски обнаружил и безуспешно атаковал торпедой транспорт, шедший курсом 25º.
Третий А-20Ж в 17 ч. 30 м. из-за потери ориентировки произвел вынужденную посадку на аэродроме Будогощь.
Самолет Ил-4 из-за плохой погоды возвратился на свой аэродром с торпедой.
Затем наступила полоса плохой погоды, самолеты-торпедоносцы почти ежедневно вылетали на крейсерство, но безуспешно. Характерный пример: 16 ноября три Ил-4 и два А-20Ж, действуя поодиночке, с 5 ч. 25 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. Ил-4, вылетевший в 5 ч. 25 м., из полета не вернулся, и принятые меры для его поиска результатов не дали. Два других Ил-4, вылетевших в 5 ч. 45 м. и 11 ч. 27 м., и один А-20Ж, вылетевший в 10 ч. 14 м., из-за тумана и дождя к 12 ч. 42 м. вернулись на свой аэродром с торпедами. Последний А-20Ж, летавший с 10 ч. 30 м. до 16 ч. 20 м., кораблей противника не обнаружил и в 9 милях к северо-востоку от банки Неугрунд сбросил торпеду в воду и возвратился на свой аэродром.
Исчезнувший Ил-4 пилотировал старший лейтенант А.И. Разгонин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Позже выяснилось, что его самолет потерпел аварию, а летчик попал в плен.
Лишь 17 ноября три торпедоносца, действуя поодиночке, с 7 ч. 05 м. до 12 ч. 53 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. Один А-20Ж, пилотируемый капитаном Стрелецким, в 20 милях северо-западнее Либавы в 10 ч. 40 м. успешно атаковал торпедой и потопил транспорт в 4000 т, шедший курсом 170º в охранении двух сторожевых кораблей и двух истребителей Me-109. На самом деле торпеда прошла мимо. Наш торпедоносец был безуспешно обстрелян огнем зенитной артиллерии с кораблей противника и атакован самолетами прикрытия.
Другой А-20Ж, вылетевший в 7 ч. 05 м., из-за дождя и сильного ветра вернулся на свой аэродром. Торпеду он сбросил в районе о. Малый Тютерс.
Третий торпедоносец, вылетевший в 7 ч. 26 м., также из-за плохой погоды возвратился и сел на свой аэродром с торпедой.
Новых успехов до конца года нашим торпедоносцам достичь не удалось. Приведу типичный пример. 27 ноября три торпедоносца А-20Ж и один Ил-4 летали для крейсерства в Балтийском море и Финском заливе. Один А-20Ж из полета не возвратился, и поиски самолета успехом не увенчались. Другой самолет А-20Ж возвратился из района Кронштадта из-за неисправности матчасти и сел на свой аэродром с торпедой. Третий торпедоносец А-20Ж крейсировал в западной части Финского залива, но вражеских судов не обнаружил и в районе о. Даго сбросил 20 тысяч листовок, после чего сел с торпедой на своем аэродроме. Торпедоносец Ил-4 пролетел по маршруту Лавенсаари — Хельсинки — о. Прангли — Нарвская губа, но противника не обнаружил и сел на своем аэродроме с торпедой. В районе Хельсинки самолет сбросил 30 тысяч листовок.
Всего в 1943 г. летчики 1-го гвардейского мтап произвели 229 вылетов с торпедами, 99 из которых закончились атаками и сбросом торпед. Летчики доложили о потоплении 46 вражеских кораблей и транспортов{27}. За личную отвагу, боевые успехи и нанесение врагу большого урона многие летчики были награждены орденами и медалями, несколько человек удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них Г.Д. Васильев, А.И. Разгонин, А.П. Чернышев и другие.
В 1943 г. авиация Балтийского флота была единственной силой, способной действовать на вражеских коммуникациях, поскольку ни одной подводной лодке не удалось прорваться через минные и сетевые заграждения противника в Финском заливе.
Несмотря на это, командование Балтийского флота по-прежнему практиковало нецелевое использование торпедоносцев, что могло иметь хоть какое-то оправдание в 1941 г., но было совершенно недопустимо в 1943 г. По-прежнему торпедоносцы не отправлялись к кромке шведских территориальных вод, где шел основной поток транспортов, перевозивших войска, оружие и железную руду.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.