Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?

Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М? Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?

Экономия и модернизация

Второго февраля произошло событие, которого долго ждали любители авиации. В воздух поднялся глубоко модернизированный Ту-160: испытания провели на аэродроме Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова. Самолет пилотировал экипаж под руководством Анри Наскидянца. Всего полет длился 34 минуты.
Сразу возникает вопрос: о каком самолете идет речь? Само по себе обозначение Ту-160 — «Белый лебедь» (или натовское Blackjack) уже мало о чем говорит, ведь существуют старые советские самолеты и машины более поздней постройки, для которых использовали советский задел. А среди названий существующих самолетов можно встретить Ту-160, Ту-160М, Ту-160М+ и даже Ту-160М2. Сразу оговоримся: последнее неверно, так как никакого Ту-160М2, ровно, как и «полностью нового» бомбардировщика, пока нет. Возникает вопрос: что же тогда взлетело, и почему к этому событию приковано столь большое внимание СМИ? Постараемся разобраться.
Итак, январь 2018 года. В небо поднимается Ту-160, который с легкой руки российских чиновников ранее почему-то получил обозначение М2, хотя, как оказалось впоследствии, это не совсем так (вернее, совсем не так). Напомним, речь тогда шла о самолете с серийным номером 8-04 и именем «Петр Дейнекин»: машину построили из советского задела, то есть чисто формально ее можно было считать новой. «На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними», — писало впоследствии ТАСС со ссылкой на свой источник в оборонно-промышленном комплексе.
Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?
Ранее, напомним, часть строевых машин уже прошла частичную модернизацию. Таким образом, всех их (как старые, так и новый) можно было условно отнести к самолетам «модернизации первого этапа», в рамах которой, по сути, мы получили тот же самый Ту-160, но с некоторыми улучшениями. Всего в составе ВВС на 2019 год числилось семнадцать разных Ту-160.

Первый полет не первого

Само собой, общественность ждала первый новый самолет — тот самый глубоко модернизированный, который и должен был стать прообразом «Супер лебедя». Своего рода аналога современных американских «стратегов». В октябре прошлого года стало известно, что сотрудники Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова изготовили первый мотоотсек стратегического бомбардировщика Ту-160М2 и подготовили его к отправке на Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова. А уже в ноябре 2019-го ТАСС сообщил о завершении сборки первого глубоко модернизированного бомбардировщика Ту-160М. И вот второго февраля самолет выполнил первый полет.
Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?
Подобная «прыть» заслуживала бы уважение, если бы не одно «но». Как мы уже говорили, никакого Ту-160 «новой постройки» пока не существует. Поднявшийся второго января в небо самолет — это не что иное, как прошедший модернизацию строевой Ту-160 с серийным номером 2-02, получавший ранее имя «Игорь Сикорский». Он стал своего рода «прообразом» нового «Ту», который должен получить (или уже получил) бортовую радиолокационную станцию семейства «Новелла» НВ1.70, «стеклянную кабину», новую навигационную систему НО-70М, навигационную РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ, систему связи С-505-70, систему госопознавания БКР-70М, а также бортовой комплекс обороны «Редут-70М».
Специалисты говорят о новых вооружениях, однако, пока что все это на уровне слухов. Про перспективную ракету Х-БД большой/сверхбольшой дальности давно ничего не слышно. В последнее время СМИ говорят о некоей «гиперзвуковой» ракете для ПАК ДА. Однако если учесть, что гиперзвуковым оружием называют аэробаллистические «Кинжалы», говорить что-то с уверенностью про этот комплекс довольно трудно.
Скорее всего, обновленный Ту-160 сможет, как и некоторые другие самолеты этого типа, применять уже испытанные в Сирии крылатые ракеты X-101. Обращает на себя внимание то, что на машине с серийным номером 2-02 теперь, видимо, полностью демонтировали оптико-телевизионный прицельный комплекс, что может снизить многофункциональность комплекса. Однако будем исходить из условно оптимистичного варианта: ОТПК могли сделать выдвижным, подобному тому, как это реализовали в случае с установленным на Су-34 «Платаном».
Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?
Не меньше противоречий и в случае с силовой установкой. Как стало известно, опытный Ту-160М не имеет новых двигателей НК-32-02, но их намерены устанавливать на другие модернизированные машины.
В конечном счете мы получили довольно неоднозначный вариант модернизации, а имеющиеся данные зачастую порождают больше вопросов, чем ответов. Точно известно, что до нового уровня модернизируют пятнадцать строевых машин. Такой же (или очень близкий) набор аппаратуры будут иметь десять полностью новых Ту-160М, первый из которых должен взлететь в 2021 году.

На первый второй

Собственно, именно с этого момента и начнется история М2: как стало известно, маркировку Ту-160М2 Министерство промышленности и торговли использует именно для обозначения построенных «с нуля» машин.
«Идет строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полет запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев»,
— приводит слова замминистра обороны РФ журнал «Радиоэлектронные технологии».
Если представленная ведущими российскими СМИ информация верна, то можно говорить об условной унификации стратегических бомбардировщиков Ту-160 в будущем. Это весьма кстати, если учесть, что, помимо них, ВВС продолжат эксплуатацию «стратегов» типа Ту-95МС, а также дальнего бомбардировщика Ту-22М3 и его новой версии Ту-22М3М.
Все это будет идти на фоне активной разработки перспективного ПАК ДА — первого российского стратегического бомбардировщика-«невидимки», который рассчитывают поднять в небо в середине 2020-х и ввести в строй ближе к концу десятилетия. Но это если все пройдет так, как планирует ОАК. Опыта создания «стелсов» у России несравнимо меньше, чем у Штатов. А цена ПАК ДА может быть если не сравнимой со стоимостью B-2, то вполне сопоставимой с ценой перспективного американского B-21 (эксперты говорят, что один «американец» обойдется примерно в 500 миллионов долларов).
Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?
В целом можно ожидать неоднократных переносов сроков первого полета ПАК ДА: нечто подобное мы в свое время видели на примере российского истребителя пятого поколения. Иными словами, модернизированный Ту-160 по мере списывания откровенно старых Ту-95, вероятно, станет основой стратегической авиации России. В то же время реальной альтернативы «Белому лебедю» может не появиться еще очень много лет.Original Article