ЗАВЕРШАЮЩИЕ БОИ ТОРПЕДОНОСЦЕВ

К январю 1944 г. в 9-м гвардейском минно-торпедном артиллерийском полку состояло 38 торпедоносцев (из них 4 неисправных): два А-20Б, 21А-20Ж и 15 Ил-4. Торпедоносцы базировались на аэродромы Ваенга-1 (19 «Бостонов» и 5 Ил-4), Ягодник (4 «Бостона» и 4 Ил-4) и шесть Ил-4 все еще оставались в Нарьян-Маре.


Первый вылет торпедоносцев в новом году был совершен 17 января. С 9 ч. 30 м. до 14 ч. 08 м. три «Бостона» летали на «свободную охоту» у северного побережья Норвегии. Два из них не встретили судов противника и возвратились на свой аэродром с торпедами. Третий «Бостон», пилотируемый старшим лейтенантом Н.И. Зайцевым, в 12 ч. 25 м. обнаружил на выходе из Танафьорда конвой противника в составе трех транспортов, танкера, трех тральщиков и четырех сторожевых катеров, шедший на восток. Зайцев с высоты 25 м и дистанции 1000 м выпустил торпеду в танкер в 6000 т, шедший вторым в строю. «Произошел большой взрыв, танкер загорелся, а остальные корабли конвоя стали уходить от него полным ходом. При вторичной проверке результата атаки танкера на поверхности моря уже не было»{48}, поскольку «потопленный» танкер ушел в порт назначения. А «экипаж самолета члена ВКП(б) старшего лейтенанта Н.И. Зайцева потоплением вражеского танкера открыл новый счет в своем полку за 1944 г. По этому случаю Политотдел Военно-воздушных сил флота выпустил специальную листовку»{49}.
21 января с 9 ч. 40 м. до 16 ч. 51 м. пять «Бостонов» летали на «свободную охоту» вдоль побережья Норвегии. В 11 ч. 57 м. летчик младший лейтенант Гнетов обнаружил в районе острова Рольвсёй неприятельский конвой в составе пяти транспортов в 4000–8000 т и двенадцати кораблей охранения, шедших курсом 200º. В 12 ч. 00 м. средний транспорт был атакован торпедой, сброшенной с высоты 30 м и дистанции 800 м. Результатов атаки экипаж «Бостона» не наблюдал.
В 12 ч. 12 м. летчик младший лейтенант Францев в 1,5–2 милях на восток от о. Ингей обнаружил подводную лодку противника, стоявшую в надводном положении, и потопил ее торпедой с дистанции 400 м.
В 15 ч. 03 м. летчик старший лейтенант Пирогов в районе Мосейсунда обнаружил конвой противника в составе трех транспортов, двух сторожевых кораблей и тральщика и с высоты 35 м и дистанции 1500 м атаковал торпедой концевой транспорт в 6000 т, Торпеда попала в цель, и транспорт потонул.
В 15 ч. 04 м. летчик старший лейтенант Марков атаковал этот же конвой и торпедой с дистанции 800–1000 м потопил сторожевой корабль.
Пятый «Бостон», пилотируемый младшим лейтенантом Вартановым, на аэродром не вернулся.
В «Справочнике потерь…» на 21 января приходится лишь один потопленный транспорт в 6000 т, да и тот «не вполне достоверно».
На следующий день «Бостон» младшего лейтенанта Гнетова потопил еще один транспорт в 6000 т, и тоже «не вполне достоверно».
Следующая торпедная атака состоялась только 8 февраля. В 17 ч. 20 м. для удара по обнаруженному воздушной разведкой конвою вылетели три «Бостона» под прикрытием четырех «Аэрокобр» 255-го авиаполка и один «Бостон» для наблюдения (118-го орап). В 18 ч. 27 м. на подходах к Бекфьорду три Ил-4 (летчики — старшие лейтенанты Пирогов, Шибанов и Макаров) сбросили по конвою с высоты 1000 м три высокие торпеды и при отходе наблюдали взрыв и пожар на транспорте. То же наблюдали и наши береговые посты. Транспорт в 6000 т считался потопленным. В районе цели наши самолеты были обстреляны интенсивным огнем с неприятельских кораблей и с берега. «Бостоны» же не обнаружили противника и вернулись на аэродром с торпедами. В «Справочнике потерь…» сей транспорт числится поврежденным.
18 февраля два «Бостона» летали на «свободную охоту» до мыса Нордкап. Один «Бостон» противника не обнаружил и вернулся на аэродром с торпедой. Другой «Бостон», пилотируемый младшим лейтенантом Гарбузом, в 12 ч. 12 м. в 2 км северо-западнее Гамвика обнаружил конвой противника в составе транспорта в 5000 т и двух сторожевых кораблей и с высоты 25–30 м и дистанции 700–800 м сбросил торпеду по транспорту. Результата атаки летчики не видели. Самолет был обстрелян огнем корабельной зенитной артиллерии. Согласно «Справочнику потерь…» Гарбуз потопил пароход «Ирма» вместимостью 1400 брт.
Днем 3 марта наши штурмовики и бомбардировщики атаковали конвой противника в составе трех транспортов, четырех тральщиков, пяти сторожевых кораблей и трех сторожевых катеров, шедших курсом 120º со скоростью 8–10 узлов.
Затем для атаки этого же конвоя с аэродрома Ваенга-1 взлетели четыре торпедоносца «Бостон» под прикрытием восьми «Аэрокобр» 225-го авиаполка. Группой торпедоносцев командовал капитан Г.Ф. Шибанов. В 13 ч. 01 м. в районе о. Лилле Эккерей торпедоносцы атаковали конвой с высоты 30 м и дистанции 2200–2600 м, сбросив четыре торпеды типа 45–36АН. В результате атаки старший лейтенант Францев и капитан Шибанов потопили транспорт в 8000 т.
При подходе наших самолетов к цели зенитный артиллерийский снаряд попал в правый мотор «Бостона» Шибанова. Самолет загорелся, но капитан с боевого курса не свернул, а продолжал идти на сближение и сбросил торпеду по транспорту. Последовал оглушительный взрыв, и неприятельский транспорт быстро погрузился в воду. После этого горящий самолет Шибанова пролетел еще несколько минут и упал в море в 3 км восточнее конвоя. Экипаж самолета — капитан Шибанов, младший лейтенант Марьяновский и старший сержант Красненок — погиб.
В районе цели наши самолеты были атакованы вражескими истребителями Me-109. Наша группа прикрытия вступила с ними в бой, капитан Рассадкин и младший лейтенант Смирнов сбили по одному Me-109. Один наш истребитель «Аэрокобра» в этом бою был сбит и упал в море недалеко от конвоя. Летчик младший лейтенант Герасименко погиб.
Согласно «Справочнику потерь…» в этот день «не вполне достоверно» был потоплен транспорт в 8000 т.
4 марта с 14 ч. 22 м. до 19 ч. 40 м. два «Бостон» летали на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии. Один из них, не обнаружив противника, возвратился на аэродром из района о. Рольвсёй. Другой «Бостон», пилотируемый лейтенантом Францевым, в 17 ч. 21 м. заметил в полутора милях севернее о. Квалей миноносец и две подводные лодки противника, шедшие курсом 40º в кильватерной колонне 8-узловым ходом. В 17 ч. 23 м. Францев сбросил с высоты 30 м и дистанции 600–700 м торпеду 45–36АН по концевой лодке, «лодка была потоплена». Самолет подвергся зенитному обстрелу с миноносца, подводных лодок и с северной оконечности о. Квалей. Прямым попаданием снаряда «Бостон» был подбит и легко ранен стрелок-радист Антипычев.
В «Справочнике потерь…» оная лодка даже не числится, естественно, нет ее и в зарубежных источниках.
7 марта с 18 ч. 05 м. до 20 ч. 14 м. два торпедоносца «Бостон» (летчики — капитан Гусев и лейтенант Францев), по данным воздушной разведки, летали с аэродрома Ваенга-1 на «свободную охоту» и в 19 ч. 20 м. в точке с координатами ш. = 70º39'; д. = 30º17' обнаружили конвой противника в составе трех транспортов, миноносца, шести сторожевых кораблей и тральщика, шедших курсом 290º. В 19 ч. 26 м. с высоты 20–30 м и дистанции 600–800 м летчики сбросили торпеды и потопили головной транспорт в 8000 т. В «Справочнике потерь…» это потопление «не вполне достоверно».
14 марта три «Бостона» и один Ил-4 с аэродрома Ваенга-1 производили крейсерские полеты на коммуникациях противника вдоль побережья Северной Норвегии. Летчик младший лейтенант Гарбуз обнаружил в точке с координатами ш. = 71º02'; д. = 24º24' транспорт противника в 6000 т, шедший курсом 70º со скоростью 5–6 узлов в охранении двух сторожевых кораблей. В 8 ч. 46 м. Гарбуз с высоты 30 м и дистанции 1200 м сбросил торпеду, которая попала в цель. Транспорт загорелся и считался поврежденным.
В этот же день в 14 ч. 56 м. другой «Бостон», пилотируемый лейтенантом Францевым, в точке с координатами ш. = 71º 10'; д. = 26º22' с высоты 30 м и дистанции 400 м сбросил торпеду по транспорту в 1500 т, шедшему в охранении двух сторожевых кораблей курсом на северо-запад 4-узло-вым ходом. Взрыва торпеды экипаж не наблюдал. Самолет был обстрелян и поврежден огнем корабельной зенитной артиллерии. В 2 км западнее конвоя лейтенант Францев пушечно-пулеметным огнем потопил вражеский мотобот.
Третий «Бостон», капитана Гусева, в районе мыса Сверхольтклубб обнаружил конвой противника в составе четырех транспортов, миноносца, двух тральщиков и шести сторожевых кораблей. В 18 ч. 00 м. Гусев с высоты 30 м и дистанции 1200–1500 м пустил по транспорту в 7000 т торпеду и «не вполне достоверно» потопил его.
Самолет Ил-4 кораблей противника не обнаружил. Все наши самолеты благополучно вернулись на свой аэродром.
17 марта самолет «Бостон» в 7 ч. 11 м. обнаружил в районе Конгсфьорда конвой противника в составе трех транспортов, двух тральщиков, четырех миноносцев, восьми сторожевых кораблей и двух сторожевых катеров, шедших на восток. Об этом было немедленно сообщено в штаб флота и подводным лодкам, находившимся на позициях.
Конвой подвергся атакам подводной лодкой М-105, которая «не вполне достоверно» потопила транспорт в 6000 т, а также двенадцатью истребителями-бомбардировщиками типа «Киттихаук» (безрезультатно).
Для повторных ударов по тому же конвою вылетели четыре торпедоносца «Бостон» (ведущий — капитан Марков) под прикрытием восьми «Аэрокобр» 255-го иап и семь штурмовиков Ил-2 46-го шап (ведущий — капитан Синицын) под прикрытием восьми Як-7 20-го иап и шесть «Киттихауков» 27-го иап.
В 12 ч. 58 м. обе группы самолетов обнаружили конвой в районе Перефьорда. Первыми должны были наносить удар штурмовики, а за ними торпедоносцы. Перед штурмовиками стояла задача подавить зенитный огонь вражеских кораблей охранения, чтобы обеспечить торпедоносцам выход в атаку. Однако ведущий торпедоносцев, не дожидаясь подхода штурмовиков, первым вышел в атаку. На боевом курсе торпедоносцы были встречены сильным огнем корабельной зенитной артиллерии, и два наших самолета были сбиты. После того как торпеды были сброшены, торпедоносцы и прикрывавшие их истребители атаковала большая группа (до 14) истребителей Ме-9, сбив два «Бостона» и две «Аэрокобры». На «Бостоне» погиб ведущий капитан Марков, а на «Аэрокобре» — командир 255-го иап майор Чертов.
В 13 ч. 00 м. с опозданием на 2 минуты подошли наши штурмовики. Они с высоты 1300 м сбросили на конвой 34 бомбы ФАБ-100, две ФАБ-250, и выпустили 37 реактивных снарядов, после чего обстреляли вражеский конвой пушечно-пулеметным огнем. В воздушном бою над конвоем наши истребители сбили девять Me-109, потеряв при этом два своих самолета. В итоге, согласно «Справочнику потерь…», «Бостоны» «не вполне достоверно» потопили сторожевой корабль в 600 т.
2 апреля лейтенант Францев на «Бостоне» вылетел на «свободную охоту» в море и в 7 ч. 13 м. в районе острова Арией (ш. = 69º31'; д. = 20º30') обнаружил немецкий танкер в 10 000 т, шедший курсом 290º без охранения. С высоты 20 м и дистанции 1000 м Францев сбросил торпеду, которая попала в корму танкера, и на нем произошел взрыв и пожар. Взрыв был сфотографирован. По наблюдению экипажа, танкер потонул. Лично я это фото видел. Очень похоже, что танкер поставил дымзавесу. Согласно же «Справочнику потерь…» в этот день был только поврежден танкер «Анденео водоизмещением вовсе не 10 тыс. т, а всего 900 т.
24 апреля в 12 ч. 14 м. шесть «Бостонов» под прикрытием шестнадцати «Аэрокобр» 255-го иап в районе Перефьорда нанесли удар по вражескому конвою, сбросив с высоты 30 м шесть торпед 45–36АМ (последняя модернизация торпеды 45–36АН) и потопили два транспорта в 4000 и 7000 т. Огнем корабельной зенитной артиллерии был сбит один «Бостон», самолет и экипаж погибли.
В 15 ч. 40 м. шесть Ил-4 (ведущий — капитан Шкаруба) под прикрытием двенадцати «Аэрокобр» в районе Конгсфьорда нанесли еще один удар по тому же конвою, сбросили шесть торпед 45–36АН и потопили транспорт в 7000 т и сторожевой корабль. По подтвержденным данным, в 11 ч. 18 м. торпеда попала в сторожевой корабль V-6109 «Нордвинд». Однако судно осталось на плаву, но позже было добито штурмовиками Ил-2 и затонуло.
Вечером 10 мая самолет-разведчик обнаружил вражеский конвой. В 0 ч. 35 м. 11 мая разведчик Пе-3 сообщил, что этот конвой (7 транспортов, 4 миноносца, 4 тральщика, 7 сторожевых кораблей и 6 сторожевых катеров) находится в районе Омганг и идет на восток.
Командующий ВВС принял решение наносить торпедно-бомбовые удары по конвою с момента подхода его на радиус действия наших истребителей. Первыми должны были нанести удар торпедоносцы высотными торпедами во взаимодействии с истребителями-бомбардировщиками. С целью вытеснения авиации противника из района конвоя предполагалось выслать дополнительно несколько групп истребителей. Последними удар должны были наносить самолеты Ил-2 с аэродрома Пумманки. Для блокирования авиации противника на аэродромах Луостари и Салмиярви были запрошены истребители от 7-й воздушной армии Карельского фронта. В соответствии с решением были созданы три ударные группы для первого вылета.
Первая группа самолетов — шесть Ил-4 9-го гмтап (ведущий — майор Волошин) — под прикрытием семи «Киттихауков» 27-го иап и пяти «Аэрокобр» 255-го иап в 0 ч. 15 м. вылетела с аэродрома Ваенга-1 и пошла по маршруту: мыс Летинский — Конгсфьорд. В 1 ч. 25 м. в районе Конгсфьорда был обнаружен вражеский конвой, и в 1 ч. 29 м. «Киттихауки» с высоты 4000 м с пикирования атаковали его, сбросив двенадцать ФАБ-100, но попаданий в корабли не было. В 1 ч. 30 м. с высоты 3000 м конвой был атакован шестью «высокими» торпедами. По донесениям экипажей, был потоплен транспорт в 6000 т и поврежден сторожевой корабль. Над целью самолеты были обстреляны огнем корабельной зенитной артиллерии. Прикрывавшие конвой два Me-109 не приняли боя и ушли в сторону берега. На обратном маршруте в районе мыса Шарапов два Me-109 пытались атаковать наши торпедоносцы. Один «Киттихаук», подбитый в воздушном бою, произвел вынужденную посадку в районе мыса Цып-Наволок. Самолет разбился, а летчик получил ушибы.
Вторая группа самолетов — пять «Бостонов» 9-го гмтап (ведущий — майор Литвинов) под прикрытием шести «Киттихауков» 27-го иап и шестнадцати «Аэрокобр» 255-го иап в 0 ч. 33 м. вылетели с аэродрома и пошли по маршруту: Цып-Наволок — точка в 30 км севернее Варде — цель. Два «Киттихаука» из-за неисправности матчасти вернулись с маршрута. В 1 ч. 30 м. наши самолеты обнаружили вражеский конвой и пошли в атаку. Четыре «Киттихаука» с пикирования с высоты 1500 м нанесли удар на минуту раньше торпедоносцев, сбросив на цель десять ФАБ-100, но прямых попаданий в корабли не добились. Затем истребители-бомбардировщики обстреляли корабли охранения пулеметным огнем. В 1 ч. 33 м. с высоты 25–30 м и дистанции 2000 м конвой был атакован торпедоносцами, которые сбросили 8 торпед (пять 45–36АН и три английские), потопив сторожевой корабль и повредив транспорт в 8000 т. Возможно, потопленным сторожевым кораблем был мобилизованный траулер V-6113 водоизмещением 514 т.
Затем конвой подвергся атаке еще четырех групп бомбардировщиков и штурмовиков, которые не добились успеха.
В составе седьмой группы было пять торпедоносцев «Бостон» (ведущий — капитан Зайцев). Под прикрытием десяти «Аэрокобр» торпедоносцы вылетели с аэродрома Ваенга-1 и атаковали конвой в 8 ч. 47 м. севернее мыса Эккерей с высоты 25–30 м и дистанции 900 м. Было сброшено восемь торпед 46–36АН. На основании сделанных фотоснимков установили, что в результате этого удара был потоплен тральщик, но «не вполне достоверно». Огнем корабельной зенитной артиллерии сбит «Бостон» капитана Зайцева, экипаж погиб.
Позже еще две группы бомбардировщиков и штурмовиков безрезультатно атаковали конвой. Всего в этот день авиация Северного флота совершила 207 самолето-вылетов.
25 мая по вражескому конвою (5 транспортов, 5 миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 10 сторожевых катеров и 4 тральщика), идущему на восток, был нанесен совместный удар авиации и подводных лодок. В 21 ч. 20 м. с аэродрома Ваенга-1 вылетела первая группа самолетов — шесть торпедоносцев Ил-4 (ведущий — капитан Шкаруба) под прикрытием шести «Аэрокобр» 255-го иап и пошла по маршруту: мыс Сеть-Наволок — 25–30 км севернее Вайтолахти — Танафьорд. В 22 ч. 32 м. с высоты 1900 м торпедоносцы сбросили по конвою шесть высоких торпед 45–36АВА. Два «Киттихаука» 118-го рап видели потопление транспорта в 6000–8000 т и миноносца. Наши торпедоносцы были атакованы над целью 6–8 истребителями Me-109 и три из них сбили. Кроме того, два наших самолета-разведчика сбили еще два Me-109. Наши потери — один Ил-4.
В 21 ч. 46 м. с аэродрома Ваенга-1 вылетела новая группа — три торпедоносца «Бостон» (ведущий—лейтенант П.Я. Гнетов) под прикрытием десяти «Аэрокобр» 255-го иап. Группа пошла по маршруту первой группы.
В 22 ч. 34 м. торпедоносцы обнаружили конвой и стали выходить на него в атаку со стороны берега. «Но на боевом курсе они были атакованы истребителями противника и обстреляны сильным артиллерийским огнем. Все три торпедоносца загорелись, но, несмотря на это, бесстрашные летчики продолжали сближаться с конвоем. Впереди летел лейтенант Гнетов, за ним его ведомые младшие лейтенанты Рыбчинский и Николаев. С дистанции 500–1000 м самолеты сбросили три торпеды и потопили миноносец и сторожевой корабль противника»{50}. При этом все три «Бостона» были сбиты.
Согласно «Справочнику потерь…» в этот день Ил-4 «достоверно» потопили транспорт в 6000 т. Им, видимо, был пароход «Solvikejn» вместимостью 3502 брт. «Бостоны» же потопили сторожевой корабль в 500 т «не вполне достоверно».
17 июня германский конвой, шедший в Киркенес, подвергся многочисленным атакам советской авиации. Первая группа была представлена 18-ю истребителями-бомбардировщиками «Киттихаук», а вторая — шестеркой Ил-2.
Третья группа — четыре торпедоносца Ил-4 под прикрытием восьми «Киттихауков» 78-го иап и четырех «Аэрокобр» 255-го иап вылетела с аэродрома Ваенга-1 одновременно с самолетами Ил-2. В 9 ч. 07 м. с высоты 2000 м в окна облаков торпедоносцы сбросили по конвою четыре «высокие» торпеды и якобы потопили каботажное судно в 800 т. С истребителями противника торпедоносцы встреч не имели.
Четвертая группа была представлена шестеркой Ил-2 под прикрытием десяти «Аэрокобр».
Пятая группа — шесть торпедоносцев «Бостон» под прикрытием шестнадцати «Аэрокобр» 255-го иап в 8 ч. 22 м. вылетела с аэродрома Ваенга-1 и в 9 ч. 08 м. с высоты 2500 м в окна облаков сбросила по конвою шесть «высоких» торпед 45–36АВА, которыми были потоплены два сторожевых катера.
Последней конвой атаковала шестая группа в составе четырех Ил-2 под прикрытием восьми истребителей.
По «Справочнику потерь…», в этот день был потоплен лишь один тральщик в 500 т, да и то штурмовиками Ил-2. По западным же источникам, 17 июня торпедоносцами «Бостон» был потоплен транспорт «Dixie» вместимостью 1671 брт.
8 июне 1944 г. с Черноморского флота на Северный флот прибыл и был включен в состав 5-й минно-торпедной авиадивизии 36-й минно-торпедный авиаполк под командованием Героя Советского Союза майора А.Я. Ефремова.
Впервые «Бостоны» 36-го мтап приняли участие в боевых действиях 4 июля. Десять «Бостонов» бомбили город Киркенес. А в ночь на 6 июля «Бостон» этого полка впервые вылетел с торпедой на «свободную охоту» и в 0 ч. 56 м. атаковал в районе мыса Маккаур неприятельский транспорт, выброшенный на берег. Торпеда прошла за кормой транспорта и взорвалась на берегу.
9 июля по тому же транспорту, стоявшему на берегу, вновь сбросил торпеду «Бостон» из 36-го мтап и опять мимо — торпеда рванула далеко на берегу.
Этот злодейский транспорт не давал покоя нашим летчикам. 11 июля «Бостон» 9-го мтап, летавший на «свободную охоту», в 1 ч. 32 м. атаковал с высоты 30 м транспорт, сидевший на мели у мыса Маккаур. Торпеда попала в корму транспорта. Правда, «Справочник потерь…» об этом событии умалчивает.
13 сентября с 12 ч. 12 м. до 17 ч. 56 м. «Бостон» 9-го мтап и «Бостон» 36-го мтап, а также десять «Киттихауков» 78-го иап летали группами по четыре и по шесть самолетов на «свободную охоту» в Варангерфьорде и вдоль побережья Северной Норвегии. В 15 ч. 25 м. «Бостон», пилотируемый старшим лейтенантом Литваком, атаковал торпедой тральщик, шедший курсом 250º. Торпеда прошла за кормой тральщика и взорвалась на берегу. В 15 ч. 40 м. Литвак атаковал пулеметным огнем шхуну в Танафьорде. При отходе летчик наблюдал дым в носовой части шхуны. Другой «Бостон», дойдя до мыса Нордкап и не обнаружив вражеских кораблей, вернулся на аэродром с торпедой.
На следующий день, 14 сентября, с 8 ч. 45 м. до 14 ч. 35 м. на «свободную охоту» на коммуникациях противника летали три «Бостона» 36-го мтап поодиночке, два «Бостона» 9-го мтап парой и десять «Киттихауков» 78-го иап двумя группами по 4 и 6 самолетов. В 11 ч. 08 м. «Бостон», пилотируемый старшим лейтенантом Литваком, обнаружил в районе Берлевога пять неопознанных судов без хода, но при сближении с ними был обстрелян интенсивным огнем корабельной зенитной артиллерии и отказался от атаки. Летчик другого «Бостона» случайно нажал кнопку сбрасывания торпеды, и та упала в море. Остальные «Бостоны» противника не обнаружили и вернулись на аэродром с торпедами.
15 сентября три «Бостона» 9-го мтап и пять «Бостонов» 36-го мтап поодиночке летали на «свободную охоту» на коммуникациях противника вдоль побережья Северной Норвегии. В 7 ч. 45 м. «Бостон» лейтенанта А.И. Батракова в точке с координатами ш. = 70º15'; д. = 21º45' (в районе Хаммерфеста) атаковал танкер в 3000 т. Экипаж наблюдал попадание и взрыв торпеды в носовой части танкера. В 12 ч. 50 м. «Бостон» старшего лейтенанта Литвака в 15 км южнее Хаммерфеста также атаковал танкер в 3000 т. Торпеда попала в борт танкера, но не взорвалась.
В 16 ч. 35 м. лейтенант Моисеев в проливе Сверхольтклубб атаковал торпедой с дистанции 1400 м транспорт в 3000 т и повредил его. Младший лейтенант Маслов в 16 ч. 42 м. в районе мыса Нордкап (ш. = 71º07'; д. = 26º36') безуспешно атаковал с дистанции 1000 м транспорт в 5000 т. В 16 ч. 51 м. старший лейтенант Е.И. Францев в Порсангерфьорде потопил торпедой транспорт в 2000 т и сообщил об этом по радио в базу. На аэродром он не вернулся, причины гибели его остались неизвестны.
В 17 ч. 50 м. майор А.Н. Волошин безуспешно атаковал торпедой в Серейсунне с дистанции 4500 м транспорт в 10 000 т. Остальные два «Бостона» кораблей противника не встретили и возвратились на аэродром с торпедами.
Согласно «Справочнику потерь…» 15 сентября «Бостоны» повредили танкер в 3000 т и потопили транспорт в 2000 т, но оба «не вполне достоверно».
16 сентября с 9 ч. 42 м. до 19 ч. 09 м. два «Бостона» 9-го гмтап и два «Бостона» 36-го мтап летали поодиночке с торпедами с аэродрома Ваенга-1 на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии. В 12 ч. 35 м. «Бостон» 9-го гмтап, пилотируемый старшим лейтенантом Литваком, южнее о. Иельмсей потопил торпедой транспорт в 3000 т. Сам торпедоносец был сбит и упал рядом с транспортом.
20 сентября три «Бостона» 36-го мтап и три «Бостона» 9-го гмтап поодиночке в разное время летали с аэродрома Ваенга-1 на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии. В 8 ч. 29 м. «Бостон» 36-го мтап, пилотируемый лейтенантом Василенко, в районе Свартвик (в Порсангерфьорде) с дистанции 1200 м безрезультатно атаковал торпедой транспорт.
В 15 ч. 45 м. «Бостон» 9-го гмтап (младший лейтенант Лукашев) в Унефьорде у о. Мосей атаковал торпедой конвой противника в составе двух транспортов, сторожевого корабля и трех сторожевых катеров и потопил транспорт в 5000 т.
В 20 ч. 25 м. «Бостон» 9-го гмтап, пилотируемый майором А.Н. Волошиным, в районе о. Рейней атаковал и потопил транспорт в 6000 т.
Что представлял из себя «потопленный» транспорт в 5000 т, неизвестно, а последний транспорт в 6000 т, согласно справочнику Понтера Штейнвега, оказался транспортом «Фризенланд» в 5434 брт, при этом он был только поврежден.

 

Торпедная атака самолета «Бостон» 36-го мтап подводной лодки Щ-402 21 сентября 1944 г.
21 сентября три «Бостона» 36-го мтап и один «Бостон» 9-го гмтап поодиночке в разное время летали с аэродрома Ваен-га-1 на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии. В 6 ч. 42 м. в 5,5 милях севернее Гамвика «Бостон» 36-го мтап, пилотируемый капитаном Протасовым, атаковал торпедой и потопил со всем экипажем подводную лодку, находившуюся в позиционном положении. Это было первое и последнее потопление авиаторпедой подводной лодки в ходе Великой Отечественной войны. Но, на беду Протасова, потопленной лодкой оказалась наша Щ-402. Причем был виноват не капитан, а штабисты, не оповестившие его о нахождении в этом районе своей «Щуки».
В последующие три недели действия торпедоносцев были безуспешными. Так, 11 октября четыре «Бостона» 9-го гмтап (ведущий — майор Волошин) под прикрытием двенадцати «Аэрокобр» 255-го иап летали в район мыса Маккаур на торпедный удар по конвою противника, обнаруженному в 14 ч. 00 м. в районе Гамвика. В 16 ч. 30 м. на конвой были сброшены пять торпед, но ни одна в цель не попала.
В тот же день четыре «Бостона» 36-го мтап в светлое время суток летали на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии, но судов противника не обнаружили. Один самолет на аэродром не вернулся, причины его гибели установить не удалось.
12 октября разведка обнаружила конвой противника в составе двух транспортов, двух миноносцев, четырех сторожевых кораблей, четырех сторожевых катеров, тральщика и самоходной баржи, идущих на запад.
В 10 ч. 51 м. по конвою в районе Конгсфьорда нанесли удар пять «Бостонов» 9-го гмтап и сбросили пять торпед, однако результата атаки летчики не наблюдали.
В 12 ч. 38 м. еще пять «Бостонов» того же полка зашли со стороны берега и с дистанции 1000 м сбросили по кораблям конвоя четыре торпеды и потопили миноносец, а также повредили транспорт. Один «Бостон» был сбит огнем корабельной зенитной артиллерии.
В 13 ч. 34 м. четыре «Бостона» 36-го мтап (ведущий — майор П.Я. Обухов) под прикрытием восьми «Аэрокобр» 255-го иап на отходе от Берлевога нанесли новый удар по немецкому конвою, сбросив четыре торпеды. Экипажи наблюдали потопление тральщика и повреждение транспорта. Согласно «Справочнику потерь…» в этот день торпедоносцы достоверно потопили только один тральщик.
14 октября в 8 ч. 25 м. в районе Танафьорда самолет «Бостон» обнаружил конвой противника в составе двух транспортов, двух миноносцев, пяти сторожевых кораблей, тральщика и четырех сторожевых катеров, шедших на запад.

Разгром конвоя противника авиацией и подводными лодками Северного флота 12 октября 1944 г.
Для уничтожения этого конвоя вылетели пять «Бостонов» 36-го мтап (ведущий — капитан И.П. Волынкин). В море была низкая облачность и проходили сильные снежные заряды. Торпедоносцы обнаружили конвой в районе Порсангерфьорда и атаковали его. Было сброшено пять «низких» торпед с дистанции около 600 м. По донесению летчиков, они потопили сторожевой корабль в 500 т, тральщик в 500 т и два транспорта в 10 000 и 5000 т. При этом был сбит «Бостон» капитана Волынкина.
Согласно «Справочнику потерь…» сторожевой корабль, тральщик и транспорт в 10 000 т потоплены «не вполне достоверно». Зато достоверно потоплена (ссылка на справочник Тренера) плавбаза тральщиков MRS-26.
16 октября в 11 ч. 55 м. воздушная разведка обнаружила на выходе из Бекфьорда конвой противника в составе трех транспортов, трех сторожевых кораблей, тральщика и семи сторожевых катеров.
В 15 ч. 03 м. пять «Бостонов» 9-го гмтап (ведущий — майор Волошин) и пять «Бостонов» 36-го мтап (ведущий — капитан Рукавицын) под прикрытием пятнадцати «Аэрокобр» 255-го иап в районе мыса Скальнес атаковали конвой торпедами и потопили транспорт в 1500 т, два сторожевых корабля по 600 т и сторожевой катер. Огнем корабельной зенитной артиллерии были сбиты три «Бостона», самолеты и экипажи погибли.
В 16 ч. 40 м. пять «Бостонов» 9-го гмтап (ведущий — командир полка подполковник Б.П. Сыромятников) и пять «Бостонов» 36-го мтап (ведущий — капитан И.Т. Волынкин) под прикрытием пятнадцати «Аэрокобр» 255-го иап в районе мыса Кибергнес еще раз атаковали торпедами конвой противника и потопили два транспорта в 3000 и 6000 т, сторожевой корабль, тральщик и сторожевой катер. Огнем корабельной зенитной артиллерии были сбиты четыре «Бостона», самолеты и экипажи погибли.
В советской литературе была приведена версия, по которой в левый мотор «Бостона» Сыромятникова в 3 км от цели попал снаряд. Машина загорелась, но подполковник Сыромятников по-прежнему шел на конвой.
«— За мной! — приказал он своим ведомым.
Через несколько секунд немецкие снаряды зажгли и правый мотор его самолета. Пламя охватило оба крыла. Ведомым казалось, что на врага летел горевший гигантский факел. Штурман майор А.И. Скиарев спокойно продолжал наводить машину, и ведомые слышали его четкие команды. С дистанции 500 м горевший самолет сбросил торпеду. Она попала во вражеский транспорт в 6000 т». В этот же транспорт врезался и самолет.
По германской версии, 16 октября наши торпедоносцы атаковали шедший на восток конвой «ОСТ-138», состоявший из двух транспортов и семнадцати кораблей охранения. Торпедой был потоплен катер-тральщик R-301 водоизмещением 150 т, остальные суда дошли до порта назначения.
24 октября три «Бостона» 9-го гмтап (ведущий — младший лейтенант Лукашев) под прикрытием восьми «Аэрокобр» 255-го иап в 12 ч. 47 м. нанесли удар по конвою противника, сбросив с дистанции 700 м три торпеды, и потопили сторожевой корабль, самоходную баржу и тральщик. При выходе из атаки все три «Бостона» были сбиты огнем корабельной зенитной артиллерии противника. Самолеты и экипажи погибли.
В тот же день четыре «Бостона» 36-го мтап (ведущий — капитан Новицкий) под прикрытием восьми «Аэрокобр» в 12 ч. 48 м. нанесли по конвою новый удар, сбросив на цель с дистанции 1800 м четыре торпеды 45–36АН и потопив ими десантную баржу и сторожевой корабль. Огнем корабельной зенитной артиллерии был сбит один «Бостон», самолет и экипаж погибли.
Согласно «Справочнику потерь…» 24 октября «Бостоны» 9-го гмтап потопили достоверно сторожевой корабль в 500 т, самоходную баржу в 400 т «не вполне достоверно» и транспорт «Маргаретта» вместимостью 369 брт (ссылка на Понтера Штейнвега). В свою очередь, «Бостоны» 36-го полка потопили «не вполне достоверно» самоходную баржу в 500 т и достоверно сторожевой корабль в 500 т и транспорт в 4000 т.
В связи с наступлением полярной ночи и занятием к 1 ноября Печенгской области войсками Карельского фронта операции торпедоносной авиации существенно сократились. Так, следующий после 24 октября случай применения авиаторпед состоялся более чем через месяц.
30 ноября «Бостон» 36-го мтап, пилотируемый старшим лейтенантом Масловым, летал на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии. В 10 ч. 53 м. он обнаружил у мыса Нордкап конвой противника в составе двух транспортов, двух миноносцев и двух сторожевых кораблей, шедших на запад. В 10 ч. 57 м. с дистанции 600 м по головному транспорту была пущена торпеда типа 45–36АМ. Согласно «Справочнику потерь…» транспорт в 5000 т был потоплен достоверно.
Последнее применение авиаторпед в 1944 г. произошло 16 декабря. Два «Бостона» 9-го гмтап и 36-го мтап летали на «свободную охоту» вдоль побережья Северной Норвегии. Первый самолет, пилотируемый майором Волошиным, обнаружил два транспорта противника: один — в порту Хоннингсвог, другой — в порту Гамвик, но в атаку не выходил, так как корабли стояли у крутых берегов. Второй «Бостон», лейтенанта Маслова, в 16 ч. 30 м. атаковал торпедой на внешнем рейде порта Хоннингсвог транспорт в 4000 т. Экипаж самолета наблюдал взрыв торпеды и пожар на транспорте. Предположительно, транспорт был потоплен.
В новом 1945 году командованию ВВС Северного флота была поставлена задача: во-первых, обеспечить движение англо-американских и наших конвоев в оперативной зоне флота на запад от меридиана 20º00', а во-вторых, нарушать морские коммуникации противника к западу от Порсангер-фьорда.
Фактически авиация Северного флота в 1945 г. помимо разведки занималась исключительно борьбой с германскими подводными лодками. До конца войны не было ни одной атаки торпедоносцев. Не было даже ни одной бомбово-штурмовой атаки вражеских конвоев и наземных объектов.
В 1944 г. на Севере шли наиболее ожесточенные бои за всю войну. Большая часть атак торпедоносцев прикрывалась истребителями и осуществлялась во взаимодействии с топмачтовиками и штурмовиками. Немцы, в свою очередь, старались по возможности прикрывать с воздуха все свои конвои. Впервые за войну на один транспорт в составе конвоя приходилось до 7–10 судов охранения. Атаки торпедоносцев на Севере в 1944 г. имели существенно большее значение, чем в предыдущие годы позиционной войны, поскольку происходили в ходе наступательных боев Карельского фронта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.