«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет

«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет «Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет
Фото:Allocer, wikimedia.org

Будущее, которое не настало

Ракета-носитель «Ангара» должна была стать своего рода «Суперджетом» от мира ракет: первый новый носитель, построенный Россией с момента развала Союза. Это не новая разработка (ракету начали создавать еще в 90-е), однако именно она была призвана показать, что российская космическая индустрия не только живет, но и развивается.
Как средний «Союз», так и тяжелый «Протон-М», — это все детища времен СССР, причем «Союз» есть не что иное, как глубокая модификация советской «семерки» — первой в истории межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7, принятой на вооружение еще в 60-м. Ну а советская МБР УР-500 легла в основу «Протона». Разработавшее целый ряд удачных ракет, в том числе «Зенит», КБ «Южное» осталось в Украине. Парк нужно было обновлять.
Помимо морального устаревания, дали о себе знать сугубо практические трудности. Дело в том, что некогда популярный у заказчиков «Протон-М» использует в качестве топлива токсичный несимметричный диметилгидразин или «гептил», который очень не нравится Казахстану, на территории которого расположен космодром «Байконур», откуда эти «Протоны» и запускают.
«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет
Поначалу тяжелая «Ангара А5» виделась достойной заменой данному носителю: на момент начала работ над новой ракетой мало кто мог подозревать, что появится тяжелый Falcon 9 с ценой старта в районе 60 миллионов долларов: то есть, даже меньше, чем у «Протон-М». К сожалению, стоимость запуска А5 оказалась примерно вдвое выше цены старта советской тяжелой ракеты: о борьбе за рынок со SpaceX пришлось забыть.

Два запуска

Раньше «Ангару» видели широким универсальным семейством ракет, которые могут сменить практически все российские носители. Со временем стало понятно, что пресловутая «модульность» оказалось слишком дорогой и число проектов ограничили. Функции «Союза» должен взять на себя перспективный «Союз-5» (он же «Феникс, он же «Иртыш»). «У нас в легком классе единичка — “Ангара”, средний класс — “Союз-5”, в тяжелом — “Ангара-А5”, в супертяжелом классе — “Ангара-А5В”», — заявил в 2019-м глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Есть еще сверхтяжелый «Енисей», но это отдельная тема для дискуссии: не факт, что мы его вообще когда-то увидим.
Кстати, «единички» тоже нет. Более или менее доведена до рабочего состояния только вышеупомянутая «Ангара А5», но есть одна проблема, о которой уже сложно молчать. Дело в том, что замена «Протона» выполнила всего лишь 1 (один) запуск: его провели 23 декабря 2014 года. С тех пор стартов «Ангары» не было: ни тяжелой, ни какой-либо еще. С учетом самого первого испытательного старта «Ангара-1.2ПП» получается, что всего на счету у всех представителей семейства два запуска.
«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет
В целом общественность давно смирилась с тем, что новая ракета не станет ключом к спасению отрасли, но после улучшений станет «рабочей лошадкой» космической индустрии РФ. Похоже, не получилось.

Трудные времена

За последние месяцы по «Ангаре» нанесли сразу несколько ударов (впрочем, эксперты прогнозировали их ранее). В октябре прошлого года стало известно, что испытательный пуск новой российской тяжелой ракеты «Ангара-А5» с космодрома Плесецк в Архангельской области перенесли с конца 2019 на 2020 год. Как тогда объяснил один из источников, подготовить ракету к пуску до конца года не успели физически.
А 15 января РИА «Новости» сообщило, что российское космическое ведомство отказалось от использования новой ракеты «Ангара-А5» для запуска спутника «Экспресс-АМУ4», предпочтя проверенный «Протон-М». Напомним, в октябре прошлого года генеральный директор предприятия «Космическая связь» Юрий Прохоров заявил, что запуски «Экспрессов» с номерами «АМУ3», «АМУ7» и «АМУ4» хотят выполнить именно с помощью «Ангары-А5». Теперь эти планы в прошлом.
«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет
Фото: Минобороны РФ
А что с легкой «Ангарой-1.2»? Второго ноября 2019 года РИА «Новости» сообщило о расторжении контракта на производство ракеты этого типа, которую хотели использовать для старта космических аппаратов «Гонец». Теперь их в 2021-м должен будет запустить «Союз». Не самое лучшее начало для этой версии носителя, особенно с учетом очень большой конкуренции в этом сегменте ракет.
Стоит добавить, что ранее заявленный запуск южнокорейского спутника с помощью ракеты «Ангара-1.2» перенесли с 2020-го на 2021 год, сославшись, впрочем, на проблемы корейцев. «У нас есть один контракт на поставку Южной Корее "Ангары-1.2". Она сейчас изготавливается, но у них есть свои сложности по полезной нагрузке, поэтому пока пуск с 2020 года немножко смещается», — заявил в марте прошлого года гендиректор Центра имени М.В. Хруничева Алексей Варочко.

Ложка меда

В общем-то, ненужная для решения «мирных» задач «Ангара» в текущих реалиях может быть интересной только для Минобороны, что и подтверждает последняя информация. 15 января ТАСС сообщил, что Роскосмос поставит Минобороны две ракеты этого типа в 2020-м. «Первая в 2020 году тяжелая ракета-носитель "Анагара" будет поставлена заказчику до конца первого квартала. Вторая должна быть поставлена до конца года», — сказал представитель госкорпорации. «Осуществляется жесткий контроль за изготовлением в текущем году первых РН "Ангара", а также их передача заказчику — Министерству обороны Российской Федерации», — отметили в Роскосмосе.
На предприятии «Полет» до окончания реконструкции планируют выпускать ежегодно две тяжелых «Ангары-А5» и одну легкую ракету «Ангара-А1.2». При этом, очевидно, часть нагрузки в интересах Минобороны продолжат выводить, используя старые советские носители. В целом, пока что планы по производству «Ангары» выглядят чересчур оптимистично, а ведь не стоит забывать, что ракета все еще находится на стадии испытаний…
А что насчет следующего старта? «В следующем году планируем возобновить пуски РН «Ангара», ракета будет передана Центром Хруничева в первом квартале 2020 года», — говорится в сообщении «Роскосмоса», озвученном в декабре 2019 года.
«Ангара»: ни ключом к спасению отрасли, ни «рабочей лошадкой» она не станет
Как видим, все, что не касается интересов МО, существует в более чем расплывчатом виде. С другой стороны, Минобороны тоже умеет считать деньги: нужно полагать, оно бы с радостью предпочло менее дорогой и более проверенный носитель.
В силу этого возникает чувство, что программу держит на плаву лишь решительный (возможно, преждевременный) отказ от «Протона-М». Напомним, что в июне 2018 года Дмитрий Рогозин поставил конкретную задачу: прекратить производство «Протонов» после выполнения заключенных контрактов и использовать в дальнейшем только «Ангару». Например, в декабре прекратили производить двигатели для первой ступени советской ракеты — речь идет об агрегатах РД-276.
Кроме того не стоит забывать, какие средства уже потратили на новый носитель, а также то, что более или менее современного аналога у России нет и в обозримом будущем не будет. А значит, ждем новых планов испытаний ракеты «Ангара»…Original Article