Phantom Express: конец еще одной американской мечты о доступном космосе

Phantom Express: конец еще одной американской мечты о доступном космосе Phantom Express: конец еще одной американской мечты о доступном космосе

Космос — наш?

Внимание всего мира приковано к Илону Маску, на полном серьезе заявляющего о желании переселить миллион человек на Марс. Не меньший интерес вызывают и вполне реальные успехи SpaceX в создании относительно дешевого и доступного носителя — Falcon 9. В России традиционно обсуждают «Ангару», перспективные «Федерацию» и «Союз-5», а также мечтают о высадке на спутник нашей планеты.
При этом многие упускают из вида стремительную милитаризацию космоса, которая если и не достигла накала времен «холодной войны», то усердно к этому стремится. Больше всего усилий в этом направлении прилагают США, имеющие, разумеется, больше всего денег и самые большие технические возможности.
Напомним, в 2013 году американское оборонно-исследовательское агентство DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) объявило старт программы XS-1, цель которой состояла в получении недорогого многоразового аппарата, способного быстро вывести на орбиту небольшой спутник или спутники. Масса полезной нагрузки должна была составлять примерно полторы тонны при цене запуска в районе пяти миллионов долларов. Это чрезвычайно мало — более чем в десять раз меньше цены старта упомянутого выше Falcon 9 и даже ниже стоимости запуска новейшей сверхлегкой ракеты Electron от Rocket Lab. Напомним, что сейчас для вывода на орбиту небольших военных спутников США используют одноразовую ракету-носитель легкого класса Minotaur IV, способную вывести на низкую околоземную орбиту (НОО) полезную нагрузку массой до 1725 килограммов. В 2013 году цена одного старта этого носителя составляла 50 миллионов долларов…
Есть еще одна особенность XS-1. Пожалуй, даже более значимая. Согласно требованиям, перспективный аппарат должен был обеспечивать десять пусков за десять дней. Ни один другой существующий или даже перспективный носитель на это не способен.
Phantom Express: конец еще одной американской мечты о доступном космосе

Американская история XS

Ряд компаний заявили о желании поучаствовать в программе, которая вскоре была переименована в XSP. В конце концов, в DARPA избрали Boeing и Aerojet Rocketdyne. Последний должен был поставить двигатель, а именно AR-22. В основе конструкции этого двигателя лежат наработки по RS-25, устанавливаемого раньше на Space Shuttle.
Сам аппарат видели в качестве космоплана с расходуемой второй ступенью, которая и должна была выводить спутники. Многоразовый носитель должен был после запуска возвращаться обратно и садиться, как обычный самолет. Взлетать Phantom Express должен был вертикально. Размеры космоплана должны были быть сопоставимы с размерами крупного двухдвигательного истребителя четвертого поколения или даже несколько больше.
Phantom Express: конец еще одной американской мечты о доступном космосе
В 2018 году стало известно, что Boeing приступил к строительству первого летного образца Phantom Express. По состоянию на ноябрь позапрошлого года завершили изготавливать топливный бак для жидкого кислорода и начали производство бака для жидкого водорода. В качестве первого полета Phantom Express называли 2021 год.

Победителей… судят

Будущее комплекса виделось безоблачным: Boeing имел колоссальный опыт работ в космической индустрии, а государство щедро оплачивало перспективное начинание. Еще в 2017 году компания как победитель конкурса получила 146 миллионов долларов на проект, что, конечно, было только началом.
Однако в январе 2020 года Boeing внезапно отказался от участия в программе. Причем сделал это весьма оригинальным образом. «После подробного обзора Boeing немедленно прекращает свое участие в программе Experimental Spaceplane (XSP), — заявил представитель корпорации Джерри Дреллинг. — Теперь мы перенаправим наши инвестиции из XSP в другие программы Boeing, которые охватывают морскую, воздушную и космическую сферы». В DARPA подтвердили, что компания уведомила агентство о своем решении выйти из программы разработки Phantom Express.
Решение Boeing, фактически завершающее программу XSP, добавляет еще одну главу в историю неудачных усилий DARPA по разработке дешевого доступного носителя. Ранее, напомним, агентство запустило программу ALASA: в качестве платформы выбрали истребитель F-15 Eagle. Он должен был запускать ракету, которая бы выводила на орбиту небольшие спутники. В 2015 году программу закрыли после ряда неудачных испытаний.
Phantom Express: конец еще одной американской мечты о доступном космосе
Первой причиной новой неудачи видятся (по крайней мере, со стороны) тяжелейшие проблемы Boeing, вызванные катастрофой Boeing 737 MAX возле Джакарты в 2018 году и падением такого же самолета под Аддис-Абебой в марте 2019-го. Напомним, что в обоих случаях эксперты обвинили систему стабилизации MCAS, делавшую при определенных стечениях обстоятельств самолет неуправляемым. Дальнейшие проверки выявили многочисленные нарушения в вопросах безопасности, причем речь шла не только о системе MCAS.
Недавно акции Boeing в ходе торгов на американской бирже Nasdaq потеряли 4%: это произошло после заявления компании о задержке в возобновлении полетов самолетов 737 MAX. Напомним, авиакомпания сообщила, что рассчитывает на возвращение в эксплуатацию модели 737 MAX не раньше чем в середине текущего года. По меркам современного мира это много.

Новые возможности

О реальном положении дел в случае с Phantom Express и причинах отказа от программы мы, скорее всего, не узнаем никогда. Стоит, впрочем, отметить еще одно важно обстоятельство. Дело в том, что Соединенные Штаты уже имеют в своем распоряжении многоразовый и многоцелевой космический аппарат. Речь идет о беспилотном космоплане Boeing X-37: подобно своему собрату, он взлетает вертикально и садится, как самолет. Теоретически космоплан можно применять для вывода на орбиту разных космических аппаратов.
Впрочем, есть одно важное отличие от Phantom Express. X-37B выводят на орбиту в головном обтекателе обычной ракеты-носителя. Это, несомненно, не позволит достичь показателей экономичности, хотя бы отдаленно сравнимых с показателями Phantom Express.
При этом тайн у самого X-37 даже больше, чем у несостоявшегося космолета: общественность до сих пор не знает, зачем именно военным США нужен такой аппарат. Кто-то видит его просто как испытательный стенд для отработки технологий по выводу спутников в космос, ну а другие говорят, что речь может идти о прототипе «космического перехватчика».
Phantom Express: конец еще одной американской мечты о доступном космосе
Ясно одно: возможности X-37 более чем серьезные. В октябре прошлого года американский космоплан установил новый рекорд, пробыв на орбите более двух лет, а именно — 780 дней. На тот момент количество дней, проведенных на орбите в рамках данной программы, составляло 2865 дней. Мини-шаттл X-37B «способен сформировать орбиту, которая выглядит как яйцо и, когда он находится у Земли, это достаточно близко к атмосфере, чтобы в этот момент развернуться. Значит, наши враги этого не знают, ведь все происходит на противоположной стороне Земли. И мы в курсе, что это сводит их с ума. Чему я очень рада», отметила ранее бывший министр ВВС США Хизер Уилсон, чем только добавила уверенности сторонникам конспирологической версии.Original Article