Авиационная экспозиция Военного музея китайской революции в Пекине

Авиационная экспозиция Военного музея китайской революции в Пекине
Фото: NTG842, Flickr
В ознаменование десятой годовщины образования Китайской Народной Республики в 1958 году в Пекине построили Военный музей китайской народной революции. В настоящее время это самый большой музей такого рода в Китае. В нем есть постоянно действующие экспозиции и временные. Среди временных выставок последнего времени были «Война и аграрная революция», «Антияпонские военные действия», «Гражданская война», «Корейская война», «Древние военные доспехи и снаряжение», «Выставка обмундирования и военного оборудования».
В выставочных залах музея представлены военное обмундирование, снаряжение и вооружения времен военных действий против милитаристской Японии, обмундирование, снаряжение, вооружение, бронетехника, крылатые и баллистические ракеты, катера и реактивные самолеты, принятые на вооружение после образования КНР. Также здесь имеются предметы, полученные китайской стороной в качестве подарков от дипломатов и военных представителей и захваченные в качестве трофеев в ходе вооруженных конфликтов.
Главное здание музея имеет высоту 95 м и состоит из 7 этажей с двумя крыльями из четырех этажей. Эмблема Китайской народно-освободительной армии диаметром 6 м расположена в верхней части главного здания. Название музею дал председатель Мао, и теперь над парадными воротами висит табличка с его именем. Для изготовления ворот высотой 5 метров использован металл стреляных гильз.
Всего в музее 43 выставочных зала, разбитых на восемь тем:
— Революционная борьба под руководством Коммунистической партии Китая.
— Национальная оборона и развитие армии Китайской Народной Республики.
— Великий поход китайских коммунистов.
— Военная дипломатия Китая.
— Оружие.
— Военное дело древних китайских династий.
— Военные технологии.
— Военное искусство.
В музее хранится более 1200 документов, более 1800 памятников культуры и более 10 произведений искусства. Историческая экспозиция расположена на третьем этаже и занимает 3 зала в восточном и западном крыле. В залах основной экспозиции, размещённой в подвале, на первом этаже и восточной, западной и южной частях второго этажа находится около 300 единиц крупногабаритной техники и вооружения, а также более 1700 единиц стрелкового и холодного оружия.
На первом этаже музея выставлена богатая коллекция летательных аппаратов, баллистические и крылатые ракеты. На втором этаже находятся стенды с холодным и огнестрельным оружием, а также представлены артиллерийские, противотанковые, инженерные и авиационные боеприпасы. Нижний этаж в основном занят бронетехникой, артиллерийскими системами и зенитными установками. Сегодня мы пройдёмся по залу с авиационной техникой.

Фото: NTG842, Flickr
Дальний бомбардировщик Н-6, вид спереди
На первом этаже в зале авиации и ракетной техники прямо напротив главного входа установлен дальний бомбардировщик Xian Н-6. Этот самолёт, являющийся лицензионной копией советского Ту-16, с конца 1950-х годов строился серийно на Сианьском авиазаводе и в течение длительного периода времени являлся основным китайским носителем ядерных бомб.

Фото: NTG842, Flickr
Как и советский прототип, бомбардировщик Н-6 был вооружен тремя подвижными 23-мм оборонительными установками и неподвижной 23-мм пушкой в носовой части. Всего на самолёте имелось семь 23-мм пушек Type 23-2 (китайский вариант АМ-23). Современные модели Н-6 лишены артиллерийского вооружения, самооборона от ЗУР и истребителей должна осуществляться при помощи сбрасываемых тепловых и радиолокационных ловушек и аппаратуры постановки помех.

Фото: NTG842, Flickr
Оборонительная кормовая артиллерийская установка бомбардировщика Н-6
Ранние модификации Н-6 списаны или переделаны в самолёты-заправщики. В настоящее время эксплуатируются варианты, приспособленные для подвески крылатых ракет, оснащённые спутниковой навигационной системой и аппаратурой РЭБ. На наиболее современной серийной модели Н-6К установлены турбовентиляторные двигатели WS-18 (Д-30КП-2) и современное цифровое БРЭО. Бомбардировщик-ракетоносец, принятый на вооружение военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая в 2011 году, способен нести боевую нагрузку массой до 12 т. В номенклатуру вооружения входят стратегические крылатые ракеты к CJ-10A (копия Х-55). Боевой радиус составляет 3000 км.

Фото: NTG842, Flickr
МиГ-15 с бортовым номером «079»
Слева от бомбардировщика размещён реактивный истребитель советского производства МиГ-15 с бортовым номером «079». В пояснительной табличке говорится, что на этой машине китайский лётчик Ван Хай (будущий командующий ВВС НОАК) во время Корейской войны лично сбил 4 вражеских самолёта, ещё на его счету 5 побед, достигнутых совместно с другими пилотами (по другим данным, это предположительно сбитые или поврежденные самолёты).

Фото: NTG842, Flickr
Истребитель J-2
Рядом с МиГ-15 установлен истребитель Shenyang J-2. Эта китайская версия улучшенной модификации МиГ-15бис. Истребители этого типа производились в Шеньяне. Учебно-тренировочная спарка известна как JJ-2.

Фото: NTG842, Flickr
Первый китайский реактивный учебно-тренировочный самолёт JJ-2
Хотя про использование китайских «бисов» на Корейском полуострове ничего не известно, истребители этого типа активно применялись в 1950-е годы в воздушных боях над Тайваньским проливом и стояли на вооружении ВВС НОАК до начала 1980-х. С середины 1960-х эти машины в основном предполагалось использовать для ударов по наземным целям.
В музейной экспозиции находится поршневой бомбардировщик Ту-2. На самолётах этого типа в ходе войны в Корее сражались китайские добровольцы. Несмотря на значительные потери, в ряде случаев экипажи китайских бомбардировщиков добивались высоких результатов.

Фото: NTG842, Flickr
Бомбардировщик Ту-2
Одной из наиболее успешных операций стала бомбардировка островов Хэдао, расположенных в нескольких километрах от устья реки Ялуцзян. Целью операции было уничтожение американских наблюдательных постов и радиолокационных станций, контролировавших «аллею МиГов». По китайским данным, в ходе авианалёта 6 ноября 1951 года девять бомбардировщиков сбросили 8100 кг бомб. При этом все намеченные объекты были поражены, а противник понёс большие потери.

Фото: NTG842, Flickr
Авиабомбы рядом с бомбардировщиком Ту-2
К сожалению, послужной список бомбардировщика, представленного в музее, не известен, в пояснительной табличке лишь говорится, что самолёты Ту-2 эксплуатировались в ВВС НОАК с 1949 по 1982 год.
Помимо боевых самолётов ВВС НОАК, воевавших в Корее, в коллекции музея имеются их противники. Силы ООН в Корее использовали поршневые истребители North American P-51 Mustang — в основном для ударов по наземным целям. Иногда они вели оборонительные воздушные бои с реактивными МиГ-15, успешно действовали против китайских и северокорейских штурмовиков Ил-2 и Ил-10, привлекались для перехвата бомбардировщиков Ту-2. На счету «Мустангов» несколько сбитых истребителей Як-9У и Ла-11.

Фото: NTG842, Flickr
Истребитель P-51D
В пояснительной табличке к истребителю P-51D сказано, что в поздний период освободительной войны Народно-освободительная армия Китая захватила несколько истребителей, принадлежавших армии Гоминьдана. Известно, что в 1946 году гоминдановцы имели около сотни «Мустангов». В августе 1949 года эскадрилья истребителей «Мустанг» ВВС НОАК, базирующаяся в аэропорту Наньюань, достигла оперативной готовности. На церемонии основания КНР девять P-51D пролетели над площадью Тяньаньмэнь, среди них был и этот самолёт.
Главным соперником МиГ-15 в ходе воздушных схваток над Корейским полуостровом являлся реактивный истребитель North American F-86 Sabre. В 1954 году на Тайвань прибыли первые F-86F, всего гоминдановские ВВС получили более 300 реактивных «Себров», которые впоследствии участвовали в воздушных боях с истребителями ВВС НОАК. Последний воздушный бой между истребителями материкового Китая и Тайваня состоялся над провинцией Фуцзянь 16 февраля 1960 года. Хотя истребители американского производства F-86F по лётным данным уступали китайским МиГ-17Ф, бои шли с переменным успехом. Тайваньские пилоты обладали лучшей квалификацией, кроме того, в арсенале их «Сейбров» имелись ракеты воздушного боя AIM-9B Sidewinder с ИК ГСН. Впервые «Сайдуиндер» был применён в воздушном бою 24 сентября 1958 года. В тот день попаданием самонаводящейся ракеты «воздух-воздух» был сбит китайский МиГ-15бис, пилот Ван Сы Чон погиб. Одна из выпущенных AIM-9B не разорвалась и упала на территории материкового Китая в уезде Вэнчжоу, что дало возможность китайским и советским специалистам изучить новое оружие.

Фото: NTG842, Flickr
Реактивный истребитель F-86F
В выставочной экспозиции Военного музея китайской революции в Пекине представлен «Сейбр» капитана Сюй Тинцзэ, угнавшего в КНР истребитель F-86F. Тайваньский лётчик 1 июня 1963 года взлетел с аэродрома Синьчжоу на Тайване и приземлился на аэродроме Лунъянь в провинции Фуцзянь.
Рядом с истребителем F-86F Sabre установлен реактивный учебно-боевой самолёт Lockheed T-33А Shooting Star. На этом самолёте 26 мая 1969 года с Тайваня прилетел экипаж в составе инструктора капитана Хуан Тяньмина и курсанта Чжу Цзинжунема.

Фото: NTG842, Flickr
Реактивный учебно-боевой самолёт T-33А
Реактивный УТС Т-33А создан на базе одноместного истребителя Lockheed F-80 Shooting Star, который использовался на раннем этапе боевых действий в Корее. При необходимости УТС Т-33А мог действовать в качестве штурмовика и бороться с поршневыми бомбардировщиками, он был вооружен двумя 12,7-мм пулемётами и мог нести боевую нагрузку массой до 907 кг.
Ещё одним перебежчиком был капитан Ли Давэй, угнавший 22 апреля 1983 года с Тайваня поршневой самолёт общего назначения U-6A. Первоначально эта машина, разработанная фирмой De Havilland Canada и способная перевозить 6 пассажиров или 680 кг груза, имела обозначение DHC-2 Beaver.

Фото: NTG842, Flickr
Самолёт U-6A
После того как «Бобр» в первой половине 1950-х начал использоваться американской армией, ему присвоили обозначение L-20, а после 1962 — U-6А. Благодаря надёжности, хорошей управляемости и отличным взлётно-посадочным характеристикам DHC-2 Beaver пользовался большой популярностью и серийно выпускался до 1967 года.
Для обучения китайских пилотов использовались различные поршневые самолёты. Первым УТС ВВС НОАК стал трофейный японский Type 99 Коren (Tachikawa Ki-55).
Авиационная экспозиция  Военного музея китайской революции в Пекине
Фото: NTG842, Flickr
Учебно-тренировочный самолёт Type 99 Коren
В марте 1946 года в Лоханге начала функционировать лётная школа, где имелось несколько восстановленных самолётов Type 99. Ввиду трудностей со снабжением ГСМ самолёты заправляли спиртом и использовали автомобильное моторное масло.
Также в музее имеется учебно-тренировочный самолет Nanchang CJ-6, созданный на базе Як-18. После ухудшения советско-китайских отношений поставки авиационной техники из СССР прекратились, и остро встал вопрос создания собственного УТС первоначальной лётной подготовки.

Фото: NTG842, Flickr
Учебно-тренировочный самолёт CJ-6
При создании самолета CJ-6 китайские инженеры переработали множество узлов и деталей, что позволяет считать его независимой разработкой. Главное принципиальное отличие в конструкции CJ-6 — фюзеляж из алюминиевых сплавов, что увеличило прочность и ресурс. Первоначально самолет сохранил двигатель М-11, однако впоследствии использовался мотор HS-6A мощностью 285 л. с. В 1966 году появилась вооруженная модификация CJ-6B с двигателем HS-6D мощностью 300 л. с.
В 1957 году на авиазаводе в Нанчане началось строительство самолёта Nanchang Y-5, который представлял собой лицензионную версию биплана Ан-2. До 1970 года удалось построить 728 самолётов. После того как производство перенесли в Шицзячжуан, самолёт получил обозначение Shijiazhuang Y-5.

Фото: NTG842, Flickr
Поршневой биплан Y-5
Впоследствии китайский «кукурузник» был модернизирован и серийно выпускался до 2013 года. В общей сложности в Наньчане и Шицзячжуане построено более тысячи Y-5. Поршневые самолёты этого типа до сих пор используются ВВС НОАК для перевозки грузов, пассажиров и подготовки парашютистов.

В 2019 году стало известно, что Россия намерена приобрести в КНР партию из десяти самолётов Y-5BG, которые будут эксплуатировать в интересах сельского и лесного хозяйства и предотвращения лесных пожаров.
Первым сверхзвуковым истребителем ВВС НОАК стал Shenyang J-6. Массовое производство самолёта, представлявшего собой лицензионный вариант советского МиГ-19С, началось на авиазаводе в Шеньяне в начале 1960-х.

Фото: NTG842, Flickr
Сверхзвуковой истребитель J-6
До 1981 года заказчику было сдано около 3000 истребителей J-6 различных модификаций. Помимо фронтового истребителя и двухместного тренировочного варианта JJ-6 в КНР на базе J-6 были созданы перехватчики и разведывательные модификации.

Двухместный учебно-тренировочный истребитель JJ-6
В 1977 году на вооружение стали поступать модернизированные всепогодные истребители с БРЛС. J-6 различных модификаций составляли основу истребительного парка ВВС НОАК до начала 1990-х годов. Официальное прощание с J-6 в Китае состоялось в 2010 году. Но некоторое количество самолётов данного типа до сих пор имеется в лётно-испытательных центрах и авиазаводах. Кроме того, более сотни J-6 переоборудовано в БПЛА, которые служат мишенями в ходе испытаний авиационных управляемых ракет и зенитно-ракетных комплексов. Радиоуправляемые реактивные беспилотники могут также использоваться для прорыва ПВО. Несколько десятков беспилотных самолётов J-6 замечено на авиабазах вдоль Тайваньского пролива.
На базе истребителя J-6 в cередине 1960-х был создан штурмовик Nanchang Q-5. Это первый боевой самолёт, спроектированный в КНР самостоятельно. Выпуск Q-5 начался в конце 1969 года, в период наибольшего обострения советско-китайских отношений. В общей сложности в Нанчане построено около 1300 реактивных штурмовиков.

Фото: NTG842, Flickr
Штурмовик Q-5
Серийное производство Q-5 продолжалось до второй половины 1980-х годов. Штурмовики последних версий могли нести управляемые бомбы и ракеты с телевизионным или лазерным наведением. Штурмовики Q-5 наряду с фронтовыми бомбардировщиками Н-5 (китайская версия Ил-28) в течение длительного периода времени являлись основным китайским носителем тактических ядерных бомб. В настоящее время самолёты Q-5 считаются устаревшими и выводятся из эксплуатации.

Фото: NTG842, Flickr
В выставочном зале музея имеется два реактивных штурмовика. Возле одного из них установлена скульптура пилота в лётном шлеме.
Несмотря на ухудшающиеся советско-китайские отношения, в 1961 году в КНР была передана лицензия на производство МиГ-21Ф-13 и турбореактивного двигателя Р11Ф-300. В дополнение к чертежам и технической документации, Китай получил несколько готовых истребителей, а также комплекты для сборки первой партии. Китайский вариант МиГ-21Ф-13 известен как Chengdu J-7.

Фото: NTG842, Flickr
Истребитель J-7
Однако из-за общего падения культуры производства, вызванного «культурной революцией», темпы строительства истребителей J-7 были низкими. Кроме того, самолёты, поставляемые в строевые эскадрильи, имели неудовлетворительное качество сборки и массу дефектов.

Фото: NTG842, Flickr
Истребитель J-7 вид снизу
Довести J-7 до приемлемого уровня технической надежности удалось только во второй половине 1970-х. После чего серийное производство было развёрнуто на авиазаводах в Шеньяне и Чэнду. На первых порах серийно строилась модификация J-7I , без управляемых ракет и с усиленным пушечным вооружением. Параллельно продолжалось производство истребителей J-6, которые были лучше освоены промышленностью и техническим составом строевых полков.

Фото: NTG842, Flickr
Дальнейшее совершенствование J-7 в КНР во многом было связано с откровенным воровством советских истребителей МиГ-21МФ, поставляемых в Северный Вьетнам через китайскую территорию. В 1980-е годы китайские конструкторы опирались на западную помощь. В 1980-1990-е годы были созданы и приняты на вооружение модификации с современными БРЛС и авионикой, оснащённые достаточно совершенными УР ближнего боя. Производство самой продвинутой модификации — J-7G — продолжалось до 2013 года. В КНР было построено около 2400 истребителей семейства J-7, приблизительно 300 машин поставлено на экспорт. Причиной большого долголетия в ВВС НОАК явно устаревшего истребителя является его относительно невысокая стоимость, простота обслуживания и низкие эксплуатационные расходы. До сих пор китайскими клонами МиГ-21 вооружено несколько авиаполков «второй линии». Одноместные J-7 и спарки JJ-7 также активно эксплуатируются в качестве учебно-тренировочных самолётов в авиационных частях, вооруженных современными истребителями.
После принятия на вооружение J-7 было ясно, что этот фронтовой истребитель мало подходит на роль основного перехватчика ПВО. Для этого требовался самолёт с большей дальностью полёта, оснащённый мощной БРЛС, аппаратурой автоматизированного наведения с наземных командных пунктов и вооруженный ракетами средней дальности. Руководство ВВС НОАК, опасаясь советских и американских дальних бомбардировщиков, потребовало создать сверхзвуковой истребитель-перехватчик, способный достигать высоты 20000 м, с боевым радиусом не менее 700 км. Китайские конструкторы не стали изобретать велосипед и, взяв за основу хорошо освоенную аэродинамическую схему самолёта с треугольным крылом, создали перехватчик J-8. Этот самолёт внешне очень сильно напоминает J-7, но имеет два двигателя, гораздо крупней и тяжелей.

Фото: NTG842, Flickr
Истребитель-перехватчик J-8
Первый полёт истребителя J-8 состоялся в июле 1965 года, но из-за общего спада промышленного производства, вызванного «Культурной революцией», серийные самолёты начали поступать в строевые части только в начале 80-х. К тому моменту истребитель, оснащённый весьма примитивным радиолокационным прицелом и вооруженный двумя 30-мм пушками и четырьмя ракетами ближнего боя с ТГС PL-2, уже не соответствовал современным требованиям. Кроме того, техническая надёжность первых J-8 оказалась очень невысокой. Всё это сказалось на объёмах серийного строительства перехватчиков первой модификации, согласно западным данным, их построили немногим более 50 единиц.
Во второй половине 1980-х в ВВС НОАК началась эксплуатация усовершенствованного перехватчика J-8A. Кроме более качественной сборки и устранения значительной части «детских болячек» эта модель отличалась наличием на борту БРЛС Type 204 с дальностью обнаружения около 30 км. В состав вооружения вместо 30-мм пушек была введена 23-мм пушка Type 23-III (китайская копия ГШ-23), а помимо ракет PL-2 могли применяться усовершенствованные ракеты с тепловой головкой самонаведения PL-5. Несмотря на улучшение боевых характеристик модернизированных J-8A построили относительно не много, и они поступали в полки, где уже эксплуатировались перехватчики первой модификации.

Фото: NTG842, Flickr
В начале 1990-х с целью повышения боевых характеристик часть J-8A модернизировали, установив радар, способный видеть цели на фоне земли, новую систему управления огнём и государственного опознавания, приёмник радиолокационного облучения и полуавтоматическую навигационную аппаратуру, работающую по сигналам радиомаяков. Прошедший доработку перехватчик известен как J-8E. Несмотря на усовершенствования, J-8Е не соответствовал современным требованиям. Основными недостатками этого истребителя считались скромные характеристики БРЛС и отсутствие в составе вооружения ракет средней дальности с радиолокационным наведением. Хотя J-8A/Е уже не удовлетворяли реалиям 21 века и их радары и средства связи могли быть легко подавлены бортовой аппаратурой РЭБ современных бомбардировщиков, а ракеты с ТГСН, запускаемые на дальности не более 8 км, имели низкую помехозащищённость к тепловым ловушкам, эксплуатация перехватчиков продолжалась до 2010 года. Два самолёта J-8 избежали разделки на металл и служат музейными экспонатами. Во второй половине 1980-х началось серийное производство перехватчиков J-8II с боковыми воздухозаборниками и мощной БРЛС, но таких самолётов в коллекции музея пока нет, хотя они уже тоже считаются устаревшими.

Фото: NTG842, Flickr
Вид на выставочный зал авиационной и ракетной техники со второго этажа
В следующей части фотоэкскурсии по залам Военного музея китайской революции мы рассмотрим представленные здесь баллистические, крылатые и зенитные ракеты, а также кратко ознакомимся с историей их создания и применения.
При знакомстве с экспонатами, имеющимися в музее, обращаешь внимание на то, что все образцы авиационной и ракетной техники тщательно отреставрированы и находятся в очень хорошем состоянии. В залах, открытых для посетителей, недавно проведён капитальный ремонт, при этом сохранены детали интерьера и отделки, использованные при строительстве музея в середине 1950-х годов.
Продолжение следует…Original Article