Корвет проекта 11664: есть шансы дойти до строительства
Макет корвета пр. 11664. Фото Bmpd.livejournal.com
В интересах российского военно-морского флота разрабатываются новые боевые корабли всех осно..
Корвет проекта 11664: есть шансы дойти до строительства
Макет корвета пр. 11664. Фото Bmpd.livejournal.com
В интересах российского военно-морского флота разрабатываются новые боевые корабли всех основных классов, и несколько подобных проектов на днях представили руководству страны. 9 января в Севастополе прошла выставка, посвященная перспективам развития ВМФ, в ходе которой все основные предприятия судостроения показали свои новинки. Так, судостроительная корпорация «Ак Барс» впервые показала материалы по проекту корвета «11664».
Первый показ
Перспективный пр. 11664 разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро, входящим в состав СК «Ак Барс». Макет корабля руководству страны представил главный инженер керченского завода «Залив». Вероятно, именно это предприятие рассматривается в качестве площадки для строительства новых кораблей. Вместе с корветом «11664» демонстрировались несколько других разработок.
Как и ряд других перспективных кораблей, корвет пр. 11664 представляет собой вариант глубокой модернизации фрегата пр. 11661 «Гепард», ранее созданного Зеленодольским ПКБ. При создании нового проекта использован имеющийся опыт, объединенный с современными идеями. В частности, в конструкции используются идеи, соответствующие актуальным тенденциям мирового кораблестроения.
От кораблей предыдущего проекта новый корвет пр. 11664 отличается увеличенными размерами и водоизмещением. Длина выросла примерно до 110 м, водоизмещение – до 2,5 тыс.т. Отмечается, что в связи с этим новый корвет оказывается «кораблем переходного класса между корветом и фрегатом». Также предлагается условное определение «малый фрегат».
Главные отличия от предшественника заключаются в иной компоновке радиоэлектронного вооружения, увеличенном боезапасе основных ударных средств и более мощной ПВО. Также обеспечено постоянное базирование палубного вертолета, призванного осуществлять противолодочную оборону.
Вид с другого ракурса. Кадр из т/п "Время", Первый канал
Предлагаемый «малый фрегат» имеет преимущества перед другими кораблями существующих типов. Так, он обходит «Гепарды» по количеству и эффективности вооружений. Также пр. 11664 сравнивают со сторожевиками пр. 11540. При сопоставимом вооружении новый корвет имеет почти вдвое меньшее водоизмещение, что положительно сказывается на стоимости строительства. Как считают в СК «Ак Барс», в целом по соотношению основных характеристик корвет «11664» не имеет себе равных.
К настоящему времени Зеленодольское ПКБ завершило подготовку технического проекта нового корвета. Если Минобороны закажет такой корабль, корпорация «Ак Барс» готова в кратчайшие сроки подготовить оставшуюся документацию и приступить к строительству. При этом имел место намек на готовность к серийному производству.
Основные особенности
Представленные макет и табличные данные показывают основные особенности нового проекта и позволяют оценить некоторые его качества. В целом корабль похож на другие отечественные разработки, но имеет существенные отличия – в ряде случаев они обуславливают преимущества перед иными образцами.
Пр. 11664 использует корпус плавных обводов, максимально похожий на примененный в пр. 11661. Вероятно, сохраняются и подходы к конструированию части систем. Обращает на себя внимание конструкция надстройки. Как и на ряде других кораблей, она разделена на несколько частей разной высоты, и средняя отдана под пусковые установки ударного ракетного комплекса. На кормовой части надстройки, вмещающей ангар для вертолета, расположена интегрированная мачта с антенными устройствами – характерный признак современных кораблей.
Тип энергетической установки не уточняется. На «Гепардах» используется комбинированная установка с дизельными и газотурбинными двигателями. Вероятно, схожая архитектура сохранена и в проекте 11664.
Кормовая часть надстройки и палуба. Кадр из т/п "Время", Первый канал
Интересен состав вооружений корвета. На баке перед надстройкой располагается башенная артиллерийская установка. За ней, на надстройке, помещается ракетно-артиллерийский комплекс ПВО «Пальма». Рядом с ангаром расположены два шестиствольных зенитных автомата. Центральная часть надстройки вмещает универсальную вертикальную пусковую установку с 16 ячейками для ракет разных типов. Такая ПУ может использовать ракеты «Оникс», «Калибр» и, вероятно в перспективе, «Циркон».
Состав радиоэлектронных систем не уточняется. Вероятно, проект использует современные образцы всех основных классов, обеспечивающие поиск и обнаружение целей, связь и РЭБ.
Кормовая палуба выполнена в виде посадочной площадки для вертолета; рядом с ней в надстройке имеется ангар. Вертолет типа Ка-27 или схожих габаритов может базироваться на корабле на постоянной основе и выполнять различные задачи.
Перспективы проекта
Корпорация-разработчик уже подготовила технический проект корвета «11664» и готова в кратчайшие сроки приступить к строительству – при наличии интереса со стороны заказчика. Министерство обороны пока не оглашало свое мнение о новом корвете. Соответственно, реальные перспективы проекта остаются неизвестными.
В представленном виде проект 11664 выглядит достаточно интересным и многообещающим. Зеленодольское ПКБ на основе имеющегося опыта и готовых решений выполнило корабль с характерными преимуществами перед существующими боевыми единицами. Новый корвет сможет превзойти одних «конкурентов» за счет большего боевого потенциала, а других – благодаря экономическим преимуществам.
Макеты новых кораблей от СК "Ак Барс". Фото СК "Ак Барс" / sk-akbars.ru
Новый проект 11664 может стать современной заменой для более старых разработок, имеющих близкие характеристики, но проигрывающих по боевым качествам. Как утверждают в организации-разработчике, перспективный корвет способен заменить как корабли своего класса, так и более крупные боевые единицы.
Впрочем, можно найти поводы для критики нового проекта. Главная проблема новой разработки связана с общим положением дел в военном кораблестроении. Для флота строятся корабли разных типов с унифицированным вооружением, а судостроительные бюро предлагают новые проекты. Строительство кораблей по всем новым проектам попросту не имеет смысла, поскольку приводит к разунификации флота. По этой причине проекту 11664 придется конкурировать с другими разработками своего и близких классов.
Вопросы выбора
В ближайшее время министерство обороны должно будет ознакомиться с проектом 11664 и вынести свое решение. Если проект устроит командование флота – появится заказ на разработку необходимой документации и последующее строительство. Однако возможно и иное развитие событий, при котором проект не будет реализован в металле.
Следует отметить, что на выставке в Севастополе демонстрировалось несколько других схожих макетов. СК «Ак Барс» представила сразу несколько вариантов дальнейшего развития пр. 11661 – в т.ч. проект 11664. Их тоже должны будут предложить Минобороны для оценки, результатом чего может стать очередной заказ.
Таким образом, нашим вооруженным силам вновь предлагается несколько проектов перспективных боевых кораблей. Благодаря этому ВМФ получает возможность выбрать наиболее удачные образцы, более полно соответствующие требованиям. Какие из недавно представленных проектов заинтересуют Минобороны, покажет время. Проект 11664 имеет определенные шансы дойти до строительства, однако не стоит проявлять излишний оптимизм и переоценивать его перспективы.Original Article