Возможности разведывательного корабля «Иван Хурс»: решение спецзадач
Инцидент с участием двух военных кораблей ВМС США и ВМФ России, который произошел в северной части Аравийского моря 9 января 2020 ..
Возможности разведывательного корабля «Иван Хурс»: решение спецзадач
Инцидент с участием двух военных кораблей ВМС США и ВМФ России, который произошел в северной части Аравийского моря 9 января 2020 года, трактовался каждой из сторон по-разному и в конце концов свелся к взаимным обвинениям. В то же время данные новости привлекли повышенное внимание к участникам инцидента с опасным сближением двух военных кораблей. В первую очередь — к новому российскому разведывательному кораблю (судну связи) «Иван Хурс» проекта 18280. На сегодняшний день это самый современный разведывательный корабль российского флота.
Разведывательные корабли проекта 18280
За разработку разведывательных кораблей (судов связи) проекта 18280 отвечали инженеры знаменитого Центрального конструкторского бюро «Айсберг». Основная специализация данного ЦКБ – это создание ледоколов, а также вспомогательных кораблей и судов специального назначения для российского военно-морского флота. Еще в советское время специалистами данного конструкторского бюро был создан не имеющий аналогов в мире большой атомный разведывательный корабль проекта 1941 «Урал», ставший самым большим в отечественном флоте надводным кораблем с ядерной энергетической установкой на борту. Также специалистами «Айсберга» были спроектированы разведывательные корабли проекта 1826.
Новые российские разведывательные корабли океанского класса проекта 18280, созданные специалистами ЦКБ «Айсберг», являются дальнейшим развитием реализованных ранее проектов на новом техническом и технологическом уровне. На предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге для российского флота построено два корабля данного проекта. Официально все они обозначаются, как суда связи. Первый корабль, получивший имя «Юрий Иванов», был заложен еще в 2004 году, на воду корабль удалось спустить лишь в 2013, а в состав флота судно приняли в 2015 году. Второй разведывательный корабль проекта 18280 получил имя «Иван Хурс». Заложенный в 2013 году корабль спустили на воду в 2017 году, а уже в июне 2018 года включили в состав флота.
Разведывательный корабль «Юрий Иванов» несет службу на Северном флоте, а «Иван Хурс» отправился в состав Черноморского флота, портом его приписки является город Севастополь. В составе Черноморского флота «Иван Хурс» компенсировал потерю среднего разведывательного корабля «Лиман», который затонул 27 апреля 2017 года. Наличие подобного корабля позволяет Черноморскому флоту России обеспечить постоянное присутствие разведывательных судов, в первую очередь, в Средиземном море, которое в последние годы снова стало достаточно важным для российского флота.
Примечательно, что оба корабля проекта 18280 были названы в честь военных моряков, внесших существенный вклад в создание и развитие военной разведки ВМФ Советского Союза. Так вице-адмирал Иван Хурс с 1979 по 1987 год возглавлял военную разведку ВМФ СССР. Всего для отечественного флота планируется построить до четырех таких кораблей. Еще два судна проекта 18280 могут быть построены до 2025 года.
Среди основных задач разведки, которые можно решать с помощью кораблей проекта 18280, выделяют следующие:
— радиотехническая разведка, позволяющая определить тип, принадлежность и характеристики обнаруженных источников радиоизлучения;
— слежка за компонентами системы ПРО морского базирования США;
— радиоперехват эфирных радиосообщений на всех частотах;
— идентификация и систематизация источников различного электромагнитного излучения;
— составление электромагнитных и акустических профилей разных надводных кораблей и субмарин;
— контроль за морскими коммуникациями;
— наблюдение за действиями флотов вероятного противника, в том числе во время проведения военно-морских маневров и учений.
Что представляет собой разведывательный корабль «Иван Хурс»
Основными задачами кораблей проекта 18280 являются обеспечение связи и управления флотом, а также решение специальных задач разведывательного характера. Корабли в состоянии вести современную разведку и принимать активное участие в радиоэлектронной борьбе. Считается, что одной из основных задач подобных кораблей является слежение за компонентами американской системы ПРО (в первую очередь морскими), а также зенитно-ракетными комплексами.
По заверениям разработчиков, в кораблях проекта 18280 удалось существенным образом улучшить эксплуатационные характеристики корабельной энергетики, а также экономичность использования по сравнению с аналогичными кораблями предыдущих поколений. На разведывательных кораблях была широко применена автоматизация процессов управления системам радионаблюдения и связи, что позволило уменьшить численность экипажа. Улучшены мореходные качества. В частности для улучшения маневренности и управляемости судна, на кораблях проекта 18280 установлены винты регулируемого шага.
По данным компании-производителя, подобные суда являются принципиально новыми кораблями для российского флота, существенно превосходящими по своим возможностям корабли предыдущих поколений. То, что корабли проекта 18280 обладают лучшими тактико-техническими характеристиками, чем корабли еще советской постройки, сомнений не вызывает, но многие характеристики судов, в том числе состав и возможности бортового оборудования, в настоящее время являются засекреченной информацией.
В то же время основные технические характеристики кораблей хорошо известны. Корабли проекта 18280, к которым относится разведывательное судно «Иван Хурс», обладают полным водоизмещением 4000 тонн. Длина корабля составляет 95 метров, ширина – 16 метров. На кораблях установлена главная энергетическая установка, разработанная специалистами Коломенского завода. ГЭУ корабля включает два современных дизель-редукторных агрегата 5ДРА, построенных на базе 8-цилиндрового дизельного двигателя 11Д42 8ЧН30/38. Общая мощность главной энергетической установки составляет 5500 л.с. Этого достаточно, чтобы обеспечить кораблю проекта 18280 скорость хода 16 узлов (примерно 30 км/ч). Дальность плавания корабля – 8000 морских миль (14 816 км). Экипаж корабля – 131 человек. Все приведенные данные взяты с официального сайта компании «Северная верфь», которая построила оба корабля серии. Стоит отметить, что разведывательные корабли советской постройки проекта 1826 отличались чуть большими размерами – длина 105 метров, полное водоизмещение 4550 тонн.
Полный состав и технические характеристики размещенных на борту радиотехнических средств являются секретной информацией. Известно, что на борту кораблей проекта 18280 установлены: навигационная РЛС МР-231-3; интегрированная мостиковая радиоэлектронная система «Мостик 18280», которая отвечает за позиционирование корабля, локализацию и ориентирование на местности; система взаимного обмена информацией «Подзаголовок-23», которая отвечает за электронную совместимость радиолокационных, обнаружительных и навигационных станций. Как отмечают специалисты, размещенное на борту корабля оборудование позволяет отслеживать сигналы различной мощности в разных диапазонах волн.
Традиционное вооружение корабля носит символический характер и представлено набором 14,5-мм крупнокалиберных пулеметов Владимирова (КПВ), установленных на специальной морской тумбовой пулеметной установке (МТПУ). Всего на борту судна имеется от двух до четырех таких установок, которые могут использоваться для борьбы с надводными и воздушными целями, в том числе легкобронированными. Максимальная прицельная дальность стрельбы по надводным целям – 2000 метров, по воздушным – 1500 метров. Также в распоряжении экипажа корабля имеются ПЗРК «Игла» или более совершенные «Верба».
Экипаж корабля из 131 человека и размеры судна предполагают наличие развитой бытовой инфраструктуры. На борту, помимо кают экипажа, медицинского блока и санитарно-служебных помещений, имеется большой камбузный блок, рассчитанный на питание более 100 человек. Только для приготовления пищи на камбузе используется примерно 30 позиций различного оборудования: от стандартных духовых шкафов и варочных котлов до тестомесильных агрегатов и мукопросеивателей. При этом все установленное на камбузе оборудование — отечественного производства.Original Article