Морской гигант «Наньчан»: Китай бросает вызов Штатам?
Парад титанов
Совсем недавно весь мир обсуждал спуск на воду головного китайского универсального десантного корабля типа 075, который, напомним, ..
Морской гигант «Наньчан»: Китай бросает вызов Штатам?
Парад титанов
Совсем недавно весь мир обсуждал спуск на воду головного китайского универсального десантного корабля типа 075, который, напомним, осуществили 25 сентября 2019 года. А в конце года говорили о принятии на вооружение нового китайского авианосца проекта 001А, или «Шаньдуна». И вот теперь у жителей Поднебесной есть новый повод для гордости, а у нас — новая тема для обсуждений.
12 января 2020 года на расположенной в городе Циндао (восток КНР) военно-морской базе Северного флота Военно-морских сил Китайской Народной Республики (ВМС НОАК) ввели в строй первый эсминец проекта 055 «Наньчан». Напомним, что этот корабль начали строить в 2014-м, а спустили на воду 28 июня 2017 года.
Со стороны событие может показаться малозначимым. И впрямь, что может дать китайскому флоту один эсминец? Тем более на фоне таких гигантов, как «Ляонин» или «Шаньдун». На самом деле ответ кроется в деталях, хотя в данном случае разглядеть их не составит большого труда.
Дело в том, что «Наньчан» стал самым большим неавианесущим боевым кораблем китайского флота: по своим размерам он уступает только вышеупомянутым авианосцам «Шаньдун» и «Ляонин», УДК типа 075 и вертолетоносцам типа «Циньчэньшань» (или проект 071). Уместно напомнить, что шестого июня прошлого года китайцы спустили на воду восьмой такой корабль: вот уже действительно, рвение, заслуживающее уважения.
Можно привести еще один показательный пример. Водоизмещение (полное) американского ракетного крейсера типа «Тикондерога» составляет 9800 тонн. В свою очередь, водоизмещение нового китайского «эсминца» — примерно 13 тысяч тонн при длине корабля около 180 метров. Иными словами, китайский эсминец больше (или как минимум не меньше) американского крейсера.
Китайцы не всегда «болели» гигантоманией: предыдущий тип эсминцев Поднебесной, 052D, имел водоизмещение 7500 тонн. Эскадренные миноносцы типа 052C, первый из которых ввели в строй в 2004 году, имеют соответственно водоизмещение 6600 тонн. Основная часть крупных китайских кораблей — это фрегаты проекта 054, которых с 2005 года ввели в строй более 30. Корабль в зависимости от версии имеет водоизмещение (полное) 3900-4500 тонн. Длина фрегата — 134 метра.
Впрочем, сами по себе размеры (и, соответственно, потенциальные возможности) эсминца проекта 055 мало чего стоят. Будет уместно вспомнить про американский «Замволт» — мощнейший эсминец в мире. Который, впрочем, в силу невероятной стоимости построили серией в три корабля и больше возвращаться к проекту не будут. Как вы, наверное, уже догадались, у китайцев дела обстоят иначе: на сегодня, помимо «Наньчана», уже спущено на воду пять таких кораблей.
Как в 2018 году сообщил The Diplomat, флот НОАК хочет получить восемь эсминцев проекта 055, но не исключено, что это лишь начало. Специалисты организации GlobalSecurity.org со ссылкой на военного эксперта Гу Хуопина (Gu Huoping) пишут, что число эсминцев типа 055 может достигнуть 16. Это, конечно, меньше числа построенных за все время Тикондерог (27 кораблей) и намного меньше количества построенных американцами эсминцев «Арли Берк» (67!). Впрочем, старые «Тикондероги» начали активно списывать в 2004-м, а «Арли Берк» все же существенно меньше, чем эсминец проекта 055.
Боевой потенциал
Все это опять же не имеет смысла рассматривать вне контекста боевого потенциала корабля, о котором мы, вероятно, из-за «славной» китайской традиции мало что доподлинно узнаем. Несомненно, основа вооружений — универсальные вертикальные пусковые установки (УВП) со 112 ячейками для ракет различного назначения. 64 ячейки транспортно-пусковых контейнеров помещаются перед надстройкой, еще 48 ячеек находятся в центре надстройки, перед ангаром. Возможно, сравнение с «Тикондерогами» не совсем уместно, но крейсер, как мы знаем, имеет 122 ячейки УВП для крылатых ракет «Томагавков» и зенитных ракет SM-1.
Детальная классификация состава вооружения китайского эсминца затруднена из-за отсутствия подтвержденных данных. Но если верить англоязычным источникам, то универсальные пусковые установки можно использовать для следующих типов ракет:
— зенитные ракеты HHQ-9 (возможно DK-10A);
— противокорабельные ракеты YJ-18;
— крылатые ракеты большой дальности CJ-10;
— противолодочные торпеды.
Дальность противокорабельной ракеты YJ-18, по оценкам экспертов, может достигать 540 километров. Дальность CJ-10 (по крайне мере, в ее наземном варианте) оценивают примерно в 2000 километров. Кроме этого, корабль несет одну 130-миллиметровую артиллерийскую установку H/PJ-38, один 30-миллиметровый зенитный артиллерийский комплекс H/PJ-11 и зенитные управляемые ракеты HHQ-10 (24 ячейки). Корабль также способен нести два средних военно-транспортных вертолета Changhe Z-18.
Согласно ранее озвученной информации, силовая установка эсминца проекта 055 построена вокруг системы COGAG, в основе которой лежат четыре газотурбинных двигателя QD-280 мощностью по 38 тысяч лошадиных сил каждая. Суммарная мощность — более 150 тысяч лошадиных сил. Кроме этого на борту есть шесть газотурбинных генераторов QD-50. Предполагается, что скорость эсминца будет достигать 30 узлов (55 километров в час). Экипаж корабля — более 300 человек.
Два флота
Великобритания в свои лучшие годы использовала принцип «равенства флота британского флотам двух сильнейших морских держав, вместе взятым». Америке на своем примере реализовать нечто подобное уже не грозит. В мае прошлого года журнал Popular Mechanics сообщил, что Китай обладает большим количеством боевых кораблей, чем США. ВМС Китая смогли достигнуть численности в 300 кораблей — на 13 больше, чем у ВМС Штатов.
А в декабре 2019 года китайские судостроители установили своего рода мировой рекорд: они построили и спустили на воду за 2019 год девять эсминцев для своего флота. Всего же за 2019 год китайские верфи спустили на воду 23 надводных корабля в интересах ВМС КНР, причем речь идет, в том числе, о довольно крупных боевых единицах.
И все же есть ложка дегтя. В ноябре 2019 года газета South China Morning Post сообщила со ссылкой на источник в Минобороны Китая, что программа строительства китайских авианосцев будет заморожена, и всего у Китая будет четыре таких корабля. Это похоже на дезинформацию, но стоит сказать, что «полноценные» авианосцы китайцы строить пока не научились: нет ни стартовых катапульт, ни палубных истребителей-невидимок. Ни большого опыта. Зато имеются проблемы с атомными подлодками…
А что же эсминцы проекта 055? Сами по себе они не являются серьезным противником для ВМС США: главной тактической единицей после Второй мировой являются именно авианосцы. Таким образом, эсминец видится в контексте регионального усиления китайского флота, а вовсе не «убийцей американских авианосцев», как когда-то величали (и, что самое удивительное, продолжают величать) крейсера проекта 1144 «Орлан».Original Article